Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья подростка. Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Advertisements

ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова» Из опыта работы «Создание психологически безопасной образовательной среды в гимназии-интернате»
Магистерская программа ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.
Воспитание на уроке или возможности педагогов в организации безопасной образовательной среды.
Психологическая безопасность образовательной среды Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования Окружной методический центр.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Психологическое здоровье школьников как одно из главных условий образовательного процесса. педсовет г. МОУ средняя общеобразовательная школа.
Психологическое здоровье школьников как одно из главных условий образовательного процесса. Автор: педагог-психолог Романюк Н.С. СОСШПА 7 г.Павлодар.
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Основные направления школы Здоровья Оздоровительные мероприятия Физическое воспитание Создание комфортной предметно- пространственной среды Профилактика.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Транксрипт:

Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья подростка. Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией ПИ РАО, профессор РГПУ им. А.И. Герцена.

Образовательная среда есть психолого- педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно- воспитательного процесса.

«...именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей)» А.Маслоу

Психологическая безопасность образовательной среды: состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии; способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении; создающее референтность среды; обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Снижение уровня психологического насилия становится основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды.

Психологическая безопасность образовательной среды: важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер; влияет на психическое здоровье не только школьников, но и остальных участников образовательной среды - учителей и родителей.

Безопасность: o это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению; o это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования.

Психологическая безопасность образовательной среды - условие сохранения и гармонизации психического здоровья ее участников, прежде всего, школьника.

наличие психологического насилия; неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении; отсутствие референтной значимости образовательной среды. Психопрофилактика данных угроз может служить одним из значимых оснований для моделирования психологической безопасности образовательной среды. Основные угрозы психологической безопасности в образовательной среде:

Психическое здоровье – это состояние человека, которое является следствием баланса или гармоничности внешней формы и внутреннего содержания. Психическое здоровье человека как системная характеристика человека в целом есть характеристика его взаимосвязей, прежде всего социальных.

Показатели психического здоровья: o самоактуализации, o самоотношения, o сбалансированность индивидуально-типологических свойств, o направленности личности в общении, o уровень эмоционального напряжения, замеряемые у всех участников образовательной среды. Все показатели психического здоровья теснейшим образом взаимосвязаны со средой. Психологически безопасная образовательная среда является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности.

Психотехнологии, создающие ПБОС и направленные на поддержание психического здоровья: o запуск и поддержание процессов саморазвития у подростков и профессионального развития у их педагогов; o помощь в планировании жизненного пути и профессионального самоопределения; o развитие способности к саморегуляции и самоуправлению поведением; o профилактика социальных опасностей (употребление наркотиков, вербовка в деструктивные культы и т.п.).

Психологическая безопасность – системное качество образовательной среды значимый психолого-педагогический ресурс, поддерживающий и гармонизирующий психическое здоровье подростка

Благодарю за внимание!