Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья подростка. Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией ПИ РАО, профессор РГПУ им. А.И. Герцена.
Образовательная среда есть психолого- педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно- воспитательного процесса.
«...именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей)» А.Маслоу
Психологическая безопасность образовательной среды: состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии; способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении; создающее референтность среды; обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Снижение уровня психологического насилия становится основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды.
Психологическая безопасность образовательной среды: важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер; влияет на психическое здоровье не только школьников, но и остальных участников образовательной среды - учителей и родителей.
Безопасность: o это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению; o это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования.
Психологическая безопасность образовательной среды - условие сохранения и гармонизации психического здоровья ее участников, прежде всего, школьника.
наличие психологического насилия; неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении; отсутствие референтной значимости образовательной среды. Психопрофилактика данных угроз может служить одним из значимых оснований для моделирования психологической безопасности образовательной среды. Основные угрозы психологической безопасности в образовательной среде:
Психическое здоровье – это состояние человека, которое является следствием баланса или гармоничности внешней формы и внутреннего содержания. Психическое здоровье человека как системная характеристика человека в целом есть характеристика его взаимосвязей, прежде всего социальных.
Показатели психического здоровья: o самоактуализации, o самоотношения, o сбалансированность индивидуально-типологических свойств, o направленности личности в общении, o уровень эмоционального напряжения, замеряемые у всех участников образовательной среды. Все показатели психического здоровья теснейшим образом взаимосвязаны со средой. Психологически безопасная образовательная среда является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности.
Психотехнологии, создающие ПБОС и направленные на поддержание психического здоровья: o запуск и поддержание процессов саморазвития у подростков и профессионального развития у их педагогов; o помощь в планировании жизненного пути и профессионального самоопределения; o развитие способности к саморегуляции и самоуправлению поведением; o профилактика социальных опасностей (употребление наркотиков, вербовка в деструктивные культы и т.п.).
Психологическая безопасность – системное качество образовательной среды значимый психолого-педагогический ресурс, поддерживающий и гармонизирующий психическое здоровье подростка
Благодарю за внимание!