Трение может быть полезным и вредным - эту аксиому человек освоил еще на заре цивилизации. Ведь два самых главных изобретения - колесо и добывание огня - связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить эффекты трения. Однако понимание природы трения и законов, которым подчиняется это явление, возникло не так уж давно и, к сожалению или к счастью, еще далеко от совершенства.
Первыми колесами были катки. В Древнем Египте строители пирамид для облегчения передвижения подкладывали под огромные каменные глыбы круглые куски бревен.катки Так началась история колеса, а с ним и история техники... Спустя еще несколько столетий два кругляка, отрезанных от бревна, соединила ось. Такой «каток», прикрепленный осью к повозке, уже не нужно было то и дело заново подкладывать под передвигаемый груз. Следующий этап: колеса, сбитые из досок. И наконец, на дорогах появилось колесо со спицами и кованым ободом. Но эволюция колеса на этом не завершилась. В наши дни колесо не только оснастилось пневматической шиной, но и обрело «колесо в колесе» шарикоподшипник. шиной Как появилось колесо.
Занимаясь изучением истории и культуры древних цивилизаций, историки и археологи пришли к выводу, что первые прообразы современных колес можно было увидеть в Междуречье около трех тысяч лет до нашей эры. На рисунках, оставшихся нам в наследство от шумерской цивилизации, изображены старые повозки и цари вместе с великолепными колесницами. Однако имеются и куда более древние свидетельства применения человеком колеса. У многих племен и народов колесо было даже определенным божественным символом, поскольку его часто сравнивали с Солнцем.
Первая конструкция, которую можно считать первым подшипником качения датируется 300-ми годами до н.э., и использовалась в осадной вышке древнегреческой армии. Первые прототипы упорных подшипников на шарообразных элементах качения появились во времена Калигулы (1 в. н.э.) и использовались в поворотных кругах Первый подшипник качения, дошедший до нас, был сделан из чугуна и использовался в опоре ветряка, построенном в 1780 году в Англии. Развитие техники в XIX веке, в частности методов обработки металлов позволило подшипникам качения стать неотъемлемым элементом устройств и механизмов. Появились новые их разновидности: роликовые, игольчатые, а позднее и конические подшипники. Инженерная мысль не останавливается на достигнутом, и постоянно разрабатываются новые формы и принципы действия подшипников. Металлокерамические бессмазочные подшипники качения, гидростатические подшипники скольжения, микроподшипники для электроники... - все многообразие видов подшипников даже сложно себе представить.
Добыча огня трением Идея, перевернувшая историю человека и превратившая его в царя природы, пришла в голову древнему плотнику. Изготавливая деревянные орудия, люди уже различали мягкие и твердые породы дерева. Сосна, бальсовое дерево и бамбук поддавались обработке резцами из дуба, бука и красного дерева. При этом резец нагревался так, что прикасавшиеся к нему опилки начинали тлеть. Это наблюдение породило первое приспособление для получения огня трением – огнивный плуг. Это самый трудный способ добывания огня. Он состоит в том, что в опоре из мягкой древесины (в наших широтах из сосны) прорезается борозда вдоль волокон, в которой быстро водят теркой из дуба или бука. Сначала получаются опилки, которые пойдут на растопку. Потом волокна сосны начинают тлеть, и можно попробовать зажечь от них опилки.
Пользоваться огнем умели человекоподобные разновидности приматов, обитавшие в Южной Африке 1,5-2 миллиона лет назад. Они, правда, еще не разводили его самостоятельно. Подобный вывод был сделан несколько лет назад американскими и южноафриканскими экспертами после изучения сгоревших костей, найденных в Сварткранской пещере (Swartkrans). Доказано, что эти кости были нагреты до весьма высоких температур, недостижимых в случае открытого огня (например, при лесных пожарах), а возможных только при использовании каких-либо очагов. Еще один древнейший рукотворный огонь из тех, что известны науке, был разведён в Китае в 400 году.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ