Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики. Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 1 Ломакина Н.К.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной ин- теллектуальной работе, самостоя- тельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём влас- телинами.» Ш.А. Амонашвили.
В материалах ФГОС второго поко- ления одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как ус- ловия её самоактуализации».
Сущность понятия «самостоя- тельность» в научной литературе трактуется по – разному: как интел- лектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться; как готов- ность учащегося своими силами продвигаться в овладении зна- ниями; как свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и спо- собами действий.
Не секрет, что познавательная самос- тоятельность проявляется в деятель- ности. Что же такое познавательная самостоятельность? Это качество лич- ности, отражающее уровень самораз- вития учащегося. Она проявляется в его готовности к автономной познава- тельной деятельности, способности к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями. Внутренняя го- товность к познавательной деятель- ности зависит от совокупности знаний, умений и навыков учебного труда.
Одна из главных задач учителя – научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фак- тором развития познавательной самостоятельности является орга- низация работы с детьми на уроке.
Самостоятельная работа предпо- лагает активные умственные дейст- вия учащихся, связанные с поис- ками наиболее рациональных спо- собов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Виды самостоятельной работы: приобретение новых знаний, овладение уме- нием самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков прак- тического характера; формирование творческого характера, уме- ния применять знания в усложненной ситуации.
Одним из способов развития поз- навательной самостоятельности на уроках математики является ис- пользование карточек с заданиями, которые предусматривают посте- пенное сокращение меры помощи учителя.
Уровни развития познавательной самостоятельности: Низкий уровень. Средний уровень. Высокий уровень.
Низкий уровень. Ученик не способен самостоятельно проанализировать содержание задачи. Он может выделить условия, вопрос задачи только при помощи наводящих вопросов учителя. Соответственно, он не может самостоятельно наметить и составить план решения, а значит, не способен самостоятельно решить задачу и найти ответ.
Средний уровень. Ученик может самостоятельно выделить условия и вопрос задачи, определить, что в задаче известно и что нужно найти. Намечает, не всегда правильно, план решения задачи. Далеко не всегда доводит его до конца.
Высокий уровень. Ученик быстро и правильно анали- зирует задачу, составляет план решения, записывает решение и ответ. Проводит проверку ответа задачи, тем самым проявляя самоконтроль.
Карточка 1. Реши задачу, используя подсказку: 1)430 : = (скорость вертолета) 2) = (скорость самолета) 3) = ( километров пролетит самолет за 5 часов) V (км/ч)Т (ч)S (км) Вертолёт?2430 Самолёт? в 3 раза больше 5?
Карточка 2. V (км/ч)Т (ч)S (км) Вертолёт?2430 Самолёт? в 3 раза больше 5? Реши задачу, используя подсказку: 1. : = 2. = 3. =
Карточка 3. V (км/ч)Т (ч)S (км) Вертолёт?2430 Самолёт? в 3 раза больше 5? Реши задачу, используя подсказку: 1. : = 2.………………… 3.…………………
Карточка 4 Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько км пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Составь краткую запись задачи и реши её, начав решение с нахождения скорости вертолёта.
Катрочка5 Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько км пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Дано первое действие решения задачи: 430 3= 1290 (км) пролетит самолёт за 2 часа Продолжи решение.
Карточка 6 Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько км пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вер- толёта? Подумай, на какой вопрос задачи мы ответили следующим выражением: 430 3=1290 Продолжи решение.
Карточка 7 Дана задача: Вертолёт за 2 часа про- летел 430 км. Сколько км пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Реши задачу, используя следующие вопросы: 1.Сколько км пролетит самолет за 2 часа? 2.Сколько раз по 2 часа содержится в 5 часах?