Автор: Жаринов Николай Викторович преподаватель истории Высшая квалификационная категория. Ключи 2010 МОУ «Васильчуковская СОШ», Ключевского района, Алтайского края
Развивающая: Формировать умение прослеживать поэтапно события, протяжённые во времени. Развивать навыки поиска, отбора, сравнения, умения делать выводы и понимать смысл. Образовательная: Знать и использовать в ответах основные события и понятия темы. Воспитательная: Высказывать суждения о главных действующих лицах, на основе исторических данных.
1. Установить причины войны. 2. Выделить основные этапы войны, известных персонажей Пунических войн. 3. Прийти к выводу о значении Пунических войн. Результатам. 4. Тренировать умения и навыки работы по алгоритму.
Город Карфаген, был самым богатым городом на Средиземном море. Он контролировал огромные территории на северном побережье Африки, в Испании, Сицилии, Сардинии Корсике. У него был лучший военный флот и большая наёмная армия. К 264 году до нашёй эры Рим завершил объёдинение Италии, разгромил опаснейшего противника – царя Пирра, и его союзников. Рим имел большую сухопутную армию и активно создавал военный флот.
Возможный вывод: 1. Рим и Карфаген неизбежно столкнуться в борьбе за лидерство в Средиземноморье 2. Из названия урока, постановки цели и этих материалов мы видим, что будет война. Возможный вывод: 3. Видно, что эти государства географически близки, оба расширяют свои владения, возможен конфликт из-за пограничных территорий
Опираясь на текст учебника сделайте вывод – из-за какой спорной территории началась война. (стр. 223 учебника) Чем закончилась 1 Пуническая война гг. до н.э.? Кого можно считать победителем? Почему? (стр 224)
Причина войны– захват карфагенской армией города Сагунта – союзника Рима. (Определяем по карте с помощью учителя) Укажите главные действующие лица Второй Пунической войны со стороны Рима и Карфагена (работа с текстом учебника). (стр ) Учитель кратко по карте план Ганнибала
Тит Ливий (кн. XXI; 4, 3 сл.) рассказывал, что Ганнибал «одинаково терпеливо переносил жару и холод; меру еды и питья он определял природной потребностью, а не удовольствием; ….многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ,спал на земле среди воинов, стоявших на постах и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение».
Римляне: 80 тысяч пехоты. 6 тысяч конницы. Карфагеняне и их союзники: 40 тысяч пехоты. 14 тысяч конницы. Предположите исход боя
1. Поход через заснеженыые Альпы в долины Италии. 2. Битва при Каннах. «шестнадцать лет воюя в Италии против Рима, ни разу не уводил войска с поля битвы» (Греческий историк Полибий, кн. 19 «Всеобщая история» ).
1. Чем закончилась Вторая Пуническая война? (стр. 227) 2. Кто из римлян удостоился чести именовать себя победителем Ганнибала? (стр. 227)
Победил Ганнибала в битве у города Зама в 202 году. Рим ему устроил блестящий триумф. Карфаген по договору с Римом потерял все владения в Европе и островах Средиземного моря.
«А кроме того я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен!»? Римский сенатор Марк Порций Катон.
Разгром Карфагена: Город сравняли с землёй. Жителей продали в рабство. Ганнибал в изгнании, чтобы не попасть в руки римлян бросился на меч. Холм Бирса - здесь когда- то находилась центральная часть Карфагена.
На уроке я узнал(а), что в результате трёх Пунических войн между Римом и Карфагеном ….
1. У Рима сильнейшая армия и флот в Средиземном море. 2. Карфаген разрушен. Ганнибал погиб. 3. Завоевания продолжаются, появляются всё новые и новые провинции. 4. Рим столица огромной державы.
Учащиеся сдают для проверки технологические карты (оценки будут сообщены на следующем уроке), записывают домашнее задание на выбор: - составить кроссворд по теме, - попробовать придумать трудные вопросы для одноклассников, - попробовать составить 2-3 теста, на выбор ответа, - нарисовать римских и карфагенских воинов, - приготовить рассказ об известном человеке в рамках темы, с привлечение дополнительных данных и тд. Рекомендуется чтение художественной литературы, например: А.Немировский. «Слоны Ганнибала». Историческая повесть, М., Терра-Кн.клуб / Уникум, 2002
Саплина Е.В. и другие. История древнего мира: учебник для 5 классов. 3 издание. М.:Дрофа.2003г. Словарь античности. М.:Прогресс.1989г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия г. Windows-DVD. Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего мира. CD. «Кордис Медиа». Москва
Слайд 2 : Слайд 10: Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего мира. CD. «Кордис Медиа». Москва Материалы к уроку. Тема «Пунические войны». Раздел «Смотрим и запоминаем». Карта территории Римской республики и Карфагена. Слайд 11: Слайд 12: Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего мира. CD. «Кордис Медиа». Москва Материалы к уроку. Тема «Пунические войны». Раздел «Смотрим и запоминаем». Бюст Сципиона Младшего. Руины Карфагена – современный вид.– Слайд 13: Тит Ливий. История от основания города
Слайд 24: Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего мира. CD. «Кордис Медиа». Москва Материалы к уроку. Тема «Пунические войны». Раздел «Смотрим и запоминаем». Бюст Сципиона Младшего. Слайд 15-17: Слайд 20: Слайд 21: Слайд 22: Слайд
Вспомогательный материал – Битва при Каннах.
Архимед. Архимед Архимед