Почвы. Их разнообразие. Закономерности их размещения Цели и задачи урока: познакомиться с понятием познакомиться с понятием «почва»,с почвообразующими «почва»,с почвообразующими факторами; факторами; показать значение почвы в показать значение почвы в природе и жизни людей; природе и жизни людей; учиться анализировать учиться анализировать почвенную карту России. почвенную карту России.
План урока 1. Учение Докучаева В.В. О почвах 1. Учение Докучаева В.В. О почвах 2. Факторы почвообразования 2. Факторы почвообразования 3. Строение почвы 3. Строение почвы 4. Состав почвы 4. Состав почвы 5. Знакомство с почвенной картой России. 5. Знакомство с почвенной картой России. 6. Типы почв России. 6. Типы почв России.
Ключевые слова темы Почва Почва Материнская порода Материнская порода Почвенный профиль Почвенный профиль Почвенный горизонт Почвенный горизонт Гумусовый слой Гумусовый слой Горизонт вымывания Горизонт вымывания Горизонт вмывания Горизонт вмывания
«Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей». Земля – мать человеку, его кормилица
М.В. Ломоносов в своем трактате «О слоях земных» ставит вопрос: «Что есть почва?». Почва – это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойством – плодородием, т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание.
Докучаев Василий Васильевич В 1875 году Докучаеву было поручено дать описание русского чернозема. Материалов накопилось очень много. Значит, нужна классификация. Значит, нужна классификация. Что должно лечь в ее основу? Что должно лечь в ее основу? Как произошли почвы? Как произошли почвы? Почему они разные? Почему они разные? Что является основной причиной образования различных типов почв? Что является основной причиной образования различных типов почв?
почва материнская порода климатрастения возраст территории деятельность человека рельефживотныеводы
Размер частиц, мм Наименование фракции > 3 > , ,5 0,5 - 0,25 0,5 - 0,25 0,25 - 0,05 0,25 - 0,05 0,05 - 0,01 0,05 - 0,01 0,01 - 0,005 0,01 - 0,005 0, ,001 0, ,001 0, ,0005 0, ,0005 0, ,0001 0, ,0001 < 0,0001 < 0,0001 Камни Камни Гравий Гравий Песок крупный Песок крупный - средний - средний - мелкий - мелкий Пыль крупная Пыль крупная - средняя - средняя - мелкая - мелкая Ил грубый Ил грубый - тонкий - тонкий Коллоиды Коллоиды
Домашнее задание &. 15 – Работа в контурной карте «разнообразие почв России» - 2. для любознательных: - * Подготовить сообщение об охране почв. - * Исследовать почву: определить основные свойства почвы Октябрьского района (на примере почвы в цветочном горшке).