Законопроектная деятельность в развитии образования России Октябрь 2007 г.
Направления развития образовательной системы РФ Обеспечение доступности образования Структурные изменения системы образования Повышение качества образования Расширение участия работодателей в профессиональном образовании Совершенствование разграничения полномочий
Обеспечение доступности образования Регламентация размера родительской платы за содержание детей в дошкольном учреждении (не более 20% затрат на содержание одного ребенка, для многодетных – не свыше 10%). Компенсация части платы за содержание ребенка в размере 20% на первого,50%-на второго,70%-на третьего и последующих.
Обеспечение доступности образования Создание подготовительных отделений для граждан, отслуживших не менее 3 лет по контракту Преимущественное право их внеконкурсного поступления в вузы
Обеспечение доступности образования Установление обязательности среднего полного общего образования Расширены возможности получения общего образования в воспитательно- трудовых, исправительно-трудовых учреждениях, несовершеннолетними, подозреваемыми или обвиняемыми и содержащимися под стражей Возраст обучающихся по очной форме среднего полного общего образования увеличен до 20 лет
Повышение качества образования ФЗ от г. 17-ФЗ «О введении единого государственного экзамена» (совмещение итогов аттестации школы и вступительных испытаний в вуз, ссуз) Административная ответственность за нарушение образовательного законодательства
Структурные изменения образовательной системы Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат в течение 3-4 лет по небольшому числу базовых направлений: магистратура- 1-2 года на базе бакалавриата) Сохраняется специалитет Доступ в аспирантуру только для специалистов, магистров Изменение понятия «Государственный образовательный стандарт
Государственный стандарт образования Отказ от деления стандарта на три компонента Право учитывать региональные особенности за счет вариативной части программы Порядок разработки и утверждения стандарта устанавливается Правительством РФ
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ Требования к результатам освоения основных образовательных программ(требования к общим, специальным, профессиональным компетенциям, к знаниям, умениям, развитию личных качеств учащихся) Требования к структуре основных образовательных программ (соотношению объема гуманитарной, математической, естественно-научной; обязательной и той, которая формируется другими участниками образовательного процесса)
Стандарт Требования к условиям реализации основных образовательных программ, требования к материально- техническому, учебно- методическому и кадровому обеспечению и реализации основной образовательной программы
Расширение участия работодателей в образовании Право работодателей участвовать в разработке прогноза и мониторинга потребностей экономики в кадрах Предоставление работодателями информации о состоянии и подготовке профессиональных кадров и рынке труда федеральным органам исполнительной власти Расширяется перечень организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (это могут делать и коммерческие компании)
Изменение порядка аттестации дополнительного профессионального образования Право получать лицензии на право ведения образовательной деятельности На добровольной основе проходить общественную профессиональную аттестацию
Разграничение полномочий в области образования между уровнями власти Предоставление субъектам РФ права государственной аккредитации образовательных учреждений Обеспечение независимости уполномоченных органов исполнительной власти РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования
Разграничение полномочий в области образования между уровнями власти Делегирование полномочий с федерального уровня на уровень субъекта с передачей финансового обеспечения этого полномочия За РФ остается право контроля за исполнением переданных полномочий, их лишения при некачественном исполнении
Разграничение полномочий в области образования между уровнями власти Установлена процедура аттестации кандидатов на должность ректора вуза Процедура выборов ректора В вузах введена должность Президента
Задачи Разработка единого законодательного акта об образовании Перенесение на законодательный уровень регулирования всех отношений, связанных с правами и обязанностями участников образовательного процесса Работа над концепцией законопроекта
Образование в состоянии модернизации Идея инноваций Проектная деятельность Компетентностный подход Реализация Болонского процесса