Развитие ценностного отношения к здоровью: конкурс «Дети - против наркотиков», ошибки профилактики. Бондарева Валентина Викторовна, к.п.н., доцент кафедры социального здоровья школьников Ленинградского областного института развития образования
Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на %, состояния системы здравоохранения – на %, генетического фактора - на %, образа жизни на %.
Воспитание здоровой личности Ошибки профилактики: Прочтите Согласитесь или опровергните (примеры)
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде предусматривает комплексный подход в решении проблем предупреждения наркомании среди детей и подростков с целью: сдерживания вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет: 1.пропаганды здорового образа жизни, 2.изменения ценностных отношений детей и молодежи к наркотикам, 3.формирование личной ответственности за свое поведение.
Речь Аллена Даллеса (директор ЦРУ США), произнесенную в Конгрессе США в 1945 г. :...Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских...Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые… Мы найдем своих единомышленников...в самой России....будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа...Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать... так называемых творцов, которые станут насаждать... в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма… словом, всякой безнравственности… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из молодых – циников, пошляков, космополитов....
ФЗ РФ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ Статья 22. Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФЗ РФ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей 1. В информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно- телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. 2. Содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет. 3. Содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей настоящего Федерального закона.
ФЗ РФ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года. 2. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Работа с дошкольниками и младшими школьниками Представления детей 7-8 лет об алкоголе и никотине противоречивы: -знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять, -интересует как символ взрослости, самостоятельности; Характерна реакция имитации или подражания поведению взрослых, наиболее авторитетных для них; Ведущая деятельность – игра.
Работа с дошкольниками и младшими школьниками ВАЖНО: формировать у малышей: - основы культуры здоровья -умение объективно оценивать людей -способность противостоять негативному внешнему давлению
Работа с дошкольниками и младшими школьниками Общие задачи: Формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ; Усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию; Развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
Работа с дошкольниками и младшими школьниками Рекомендуемые темы уроков здоровья : Жители страны Здоровья. Главные человеческие ценности; Как работает наш организм? Здоровое тело – красивое тело; Физкульт-Ура! В крепком теле и ум крепок; Главная одежда человека. Как ухаживать за кожей? Полезно и вкусно. Законы питания; Любопытство и осторожность. Не зная броду, не лезь в воду; Поделись улыбкою своей! Делу время – потехе час; Труд человека кормит, а лень – портит; Моя семья И др.
Работа с подростками Потребность в автономии, независимости; Установка на собственные принципы поведения, взгляды и убеждения; Характерна критическая оценка наставлений взрослых; ослабление контактов с учителями и родителями; Постоянная идентификация себя со сверстниками; Желание «быть как все» продиктовано страхом одиночества; пугает отсутствие друзей; Тенденция к реакции группирования – соблюдение принятых в группе, компании норм поведения, ритуалов, групповых ценностных ориентиров;
Работа с подростками Из доклада экспертов ВОЗ: «испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой» ВАЖНО: Поиск приемлемого способа разрешения фрустрированной потребности (фрустрация – лат. обман, расстройство, разрушение планов), может привести к растерянности, увеличивает страх перед необходимостью решения своих проблем заставляет искать форму «ухода из реальности».
Работа с подростками Эффективное средство для освоения подростками навыков бесконфликтного общения и поведения, формирования ответственного отношения к собственной жизни и высокой сопротивляемости к негативным формам давления, умения принимать правильные, «здоровые» жизненные решения – ТРЕНИНГ.
Работа с подростками Темы занятий (примерные) : Задачи и правила работы в группе; Понятие личности. Кто Я? Кто Ты? Понятие границ личности; Чувства. Эмоциональная грамотность. Выражение чувств. Как решить проблему? Принятие решений; Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности; Человек – социальное существо. Мои права; Общение. Социальные контракты; Формирование навыков эмпатии. Самооценка и отношение к другому человеку; И др.
Приглашаем к сотрудничеству! Кафедра социального здоровья школьников ЛОИРО Тел.: (812) (доб.219) Бондарева Валентина Викторовна