РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII в. История России 10 класс
Периодизация истории русской культуры XVIII в. Первый период ( конец XVII – первая четверть XVIII в.) – становление новой культуры. Второй период : ( середина – вторая половина XVIII в. )– развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной традиционной культуры.
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в XVIII в. В годы правления Петра I проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой. В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.
Образование в России в XVIII в. Сословный характер Создание светского образования ( начальное, среднее, высшее ), действовавшего наряду с системой духовного просвещения Создание новых учебников, развитие книготорговли Открытие первой в России публичной библиотеки (1714 г.)
Политика создания « новой породы людей » ( правление Екатерины II) Талантливый русский педагог И. И. Бецкой – проводник политики Екатерины II в области просвещения, разработал « Генеральное учреждение обоего пола юношества », утвержденное императрицей, для воспитания детей в закрытых сословных учебных заведениях
Политика создания « новой породы людей » ( правление Екатерины II) Создание Воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770) для подкидышей и « несчастнорожденных » младенцев. Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Открытие Демидовского лицея для детей купцов и мещан (1772) Открытие Екатерининского института для детей купцов и мещан (1779)
Школьная реформа в России (80- е годы XVIII в.) В гг. в России была проведена школьная реформа, положившая начало созданию системы общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения. Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. Школьная система была двухступенчатой : В уездных городах – малые народные училища (2- летнее обучение ) В губернских городах – главные народные училища (4- летнее обучение ). К концу XVIII в. в стране было создано 400 народных училищ.
Наука в России в XVIII в. Открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.) – важнейший этап развития российской науки в XVIII столетии. В Российской академии наук работали крупные ученые : математики Л. Эйлер, Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Д. Рихман, Ф. Эпинус.
Наука в России в XVIII в. М. В. Ломоносов ( ) – великий русский ученый, один из титанов мировой науки. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений.
М. В. Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Естественно - математические науки : М. В. Ломоносов - один из основоположников физической химии. Открытие закона сохранения энергии Предположения об атомно - молекулярном строении вещества Открытие атмосферы на Венере – основание астрофизики
М. В. Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Гуманитарные науки и литература : В истории М. В. Ломоносов первым выступил против норманской теории ; « Российская грамматика » - первая научная грамматика русского языка ; В поэзии – создание силлабо - тонического стихосложения ( оды, поэмы и стихотворения )
М. В. Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Основатель старейшего Российского университета – Московского (1755 ) Первыми профессорами университета были его ученики : А. А. Барсов и Н. Н. Поповский. Университет имел три факультета : Философский с отделениями словесным и физико - математическим Юридический Медицинский
Техника в России в XVIII в. Кулибин Иван Петрович ( ) - русский механик - самоучка. Родился в семье мелкого торговца. В гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. императрице Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.
Техника в России в XVIII в. В 1779 Кулибин сконструировал знаменитый фонарь ( прожектор ), дававший мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. В 1791 г. Кулибин Иван Петрович изготовил повозку - самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.
Архитектура России XVIII в. В области градостроительства был совершен переход от радиально - кольцевой к регулярной планировке. Ее основные черты : Геометрическая правильность, симметричность Единые правила и приемы в застройке улиц Определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Архитектура России XVIII в. Господствующий стиль архитектуры первой половины XVIII в. – барокко ( от итал. « вычурный »). Характерные черты : Монументальность Изогнутые линии фасадов Крупнейший мастер стиля барокко – В. В. Растрелли
Б. Растрелли. Зимний дворец В творчестве крупнейших архитекторов были воплощены русские национальные черты в сочетании с классическим мировым наследием. Б.Растрелли приехал в Россию 16-летним юношей. Он создал целый ряд крупнейших дворцовых ансамблей в Петербурге и его пригородах - Зимний дворец, Большой дворец в Питергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе и др. Архитектура России XVIII в.
Доменико Трезини – выдающийся русский архитектор раннего барокко в России, осуществлявший планировку и застройку Петербурга.
Архитектура России XVIII в. Д. Трезини – автор знаменитых петербургских архитектурных творений – это собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.
Архитектура России XVIII в. В Москве гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашкова ( ныне старое здание Российской государственной библиотеки ).
Архитектура России XVIII в. Ученик Баженова М.Ф.Казаков возвел здание Сената, здание Университета, Голицинскую и Павловскую больницы, Петровский дворец в Москве. Величайшим творением Казакова стало здание Дворянского собрания. И.Е.Старов реконструировал здание Александро-Невской Лавры в Петербурге и возвел ряд дворянских усадеб. Но наибольшую известность получил сооруженный им Таврический дворец. М.Казаков. Здание Сената в Кремле.
Литература России XVIII в. Расцвет русской литературы – вторая половина XVIII в., когда была создана развитая система жанров : Ода Басня Элегия Трагедия Комедия Повесть Роман.
Литература России XVIII в. А.П.Сумароков. Неизвестный художник.к.18 в. В.К.Тредиаковский Неизвестный художник.к.18 в. В сер. 18 в. в России сложилась система жанров : ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. В 18 в.сложился новый литературный язык и система стихосложения (В.К.Тредиаковский.) А.П.Сумароков стал «отцом» русской драматургии. Его произведения были выдержаны в стиле классицизма(«Дмитрий Самозванец»).Басни пользовавшиеся огромной популярностью были написаны «живым» языком.
Литература России XVIII в. Литература России XVIII в. Эпоха Просвещения привела к появлению произведений острого общественного характера. Д.И.Фонвизин в комедиях «Бригадир» и «Недоросль» высмеивал нравы дворянского сословия. Г.Д.Державин в оде «Фелица» создал образ идеального монарха. Н.М.Карамзин стал основоположником русского сентиментализма. А.Н.Радищев за критику крепостничества в«Путешествии из Петербурга в Москву» был отправлен в Сибирь. Д.И.Фонвизин Н.М.Карамзин
Литература России XVIII в. Вторая половина XVIII века – начало формирования художественно - реалистического направления в русской литературе ( Д. И. Фонвизин ). Д. И, Фонвизин – автор комедий « Бригадир », « Недоросль ».
Литература России XVIII в. В конце XVIII в. В русской литературе развивается стиль сентиментализма – его расцвет связан с творчеством Н. М. Карамзина (« Бедная Лиза »).
Живопись в России XVIII в. В первой половине века основные жанры : портрет ( А. М. Матвеев и И. Н. Никитин ); гравюра ( А. Ф. Зубов и А. И. Ростовцев ) Во второй половине века основные жанры : исторический и мифологический ( А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов ), бытовой ( М. Шибанов ), портрет ( И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. А. Боровиковский )
Живопись в России XVIII в. Ф. С. Рокотов – мастер женского портрета XVIII в.
Живопись в России XVIII в. Левицкий Д Г. – крупнейший русский художник второй половины XVIII в., мастер парадного портрета. Портрет Екатерины II (1780) – его известная работа в этом жанре.
Живопись в России XVIII в. Портрет М. И. Лопухиной В. Л. Боровиковского – яркий образец сентиментализма в русской живописи конца XVIII в.
Скульптура в России XVIII в. Основной жанр русской скульптуры – портрет. Скульпторы : Б. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. Фальконе.
Скульптура в России XVIII в. Шубин Федот Иванович ( ) - скульптор. Его творчество было вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере, в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости. Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы приехал в Санкт - Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М. В. В 1761, покровительствуемый Ломоносовым М. В. и первым попечителем Академии художеств Шуваловым И. И., Шубной Ф. И. был внесён в списки учеников под именем Федота Шубина.
Скульптура в России XVIII в. Шубин Ф. И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII в. Портрет Барышникова И. С – известная работа его в этом жанре.
Скульптура в России XVIII в. Статуя « Екатерина - законодательница » Ф. И. Шубина ( ), изображающая императрицу Екатерину II в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом при жизни автора.
Театр в России XVIII в. Федор Григорьевич Волков – основатель первого в России профессионального театра в г. Ярославле (1750 г.). Современное здание Академического театра драмы в г. Ярославле создано в 1911 г.
Музыка в России в XVIII в. В 1738 г. В Петербурге была открыта первая русская школа балета. В XVIII в. были написаны первые русские оперы – « Мельник - колдун, обманщик и сват » М. М. Соколовского, « Анюта или Несчастье от кареты » В. А. Пашкевича.
Музыка в России в XVIII в. Сюжет оперы В. И. Пашкевича « Анюта » (1779 ) посвящен злободневной для того времени теме - идолопоклонству перед всем иностранным и пренебрежением ко всему отечественному. В опере высмеивается помещик Фирюлин, мечтающий о покупке французской кареты. Для того чтобы осуществить мечту, помещик намерен продать в рекруты своего крепостного Лукьяна. Другая линия - любовная. У Лукьяна есть невеста Анюта, в нее также влюблен Приказчик, который радуется возможности выполнить приказ барина : ведь тогда Анюта достанется ему. Однако старый приятель Лукьяна, барский шут Афанасий берется поправить дело. По его наущению Лукьян, затвердивший несколько французских слов, пытается объясниться с барином по - французски. Помещик растроган : простые люди, оказывается, не чужды европейского просвещения ! Он освобождает Лукьяна и разрешает ему жениться на Анюте.
Музыка в России в XVIII в. Дмитрий Степанович Бортнянский ( укр Дмитро Степанович Бортнянський, ) русский композитор. Родился на Украине, в г. Глухове. Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт - Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер « Сокол » (1786), « Сын - соперник, или Новая Стратоника » (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.
Музыка в России в XVIII в. Максим Созонтович Березовский (1745, Глухов 1777, Санкт - Петербург ) русский композитор украинского происхождения. Березовский автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами русского хорового искусства XVIII века.
Музыка в России в XVIII в. Иван Евстафьевич Хандошкин ( , русскийскрипач - виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.