Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения National Foundation for the Prevention of Cruelty to Children НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Всероссийская конференция «Пути решения проблемы социального сиротства в России» Москва, ноября 2006 М.О. Егорова президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 2 19,2 млрд руб. составляет ежегодная разница стоимости содержания детей-сирот в интернатных учреждениях и в семейных условиях Расчет произведен на основе данных по стоимости содержания 1 ребенка в интернатных условиях и в замещающих семьях по Пермскому и Хабаровскому краю
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 3 Государственная политика «…Поручаю Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях»… Из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 4 Демографическая политика «…Одна из базовых задач демографической политики состоит в сокращении числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах…» Из заявления Первого Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании Совета Безопасности
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 5 Каковы эффективные механизмы профилактики сиротства?
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 6 Число лишений родительских прав По данным Ежегодного государственного доклада о положении детей в РФ, 2006
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 7 Вектор ежегодных затрат на работу с кризисными семьями в г.Хабаровске СТАДИИ КРИЗИСА В СЕМЬЕ РЕАБИЛИТАЦИОН- НЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Большой Средний Малый Реабилитация затруднена Проблемная семья Кризисная семья, ранняя стадия Кризисная семья, поздняя стадия Кризисная семья, хроническая стадия 216,0 тыс.руб ,9 тыс.руб ,2 тыс.руб ,8 тыс.руб. Объем затрат по реабилитации
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 8 Структура распределения денежных средств в системе социальной защиты детства Содержание детей-сирот в интернатных учреждениях Профилактика социального сиротства в настоящее время в 860 раз!
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 9 Каково должно быть содержание профилактической помощи, чтобы она достигала результата – снижения численности детей-сирот?
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 10 МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Замещающие семьи Реабилитаци я семей Социальная адаптация к независимой жизни Круг воспроизведения социального сиротства Сопровождение ребенка в социальном и образовательно м пространстве
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 11 ЧЕТЫРЕ МЕХАНИЗМА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 1. Реабилитация семей группы риска 1.1. Профилактика ранних отказов 1.2. Социальный патронат несовершеннолетних матерей 1.3. Сопровождение опекунских семей 1.4. Реабилитация семей с детьми-инвалидами 1.5. Реабилитация семей, находящихся в социально опасном положении 2. Сопровождение ребенка группы риска в социальном и образовательном пространстве 2.1. Социальная гостиная в школе 2.2. Тьюторское сопровождение в образовательном пространстве 2.3. Возврат детей в школу 2.4. Реабилитационный досуг 3. Замещающая семья 3.1. Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (СВГ) 3.2. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 4. Социальная адаптация лиц из числа детей-сирот 4.1. Социальная гостиница для выпускников 4.2. Программы независимого проживания 4.3. Психологическое сопровождение сирот в ПУ
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 12 Задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «…Пересмотреть существующие региональные программы по улучшению положения детей и поддержке семьи, включив в них дополнительные меры содействия устройству на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с конкретными показателями ожидаемых результатов.»
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 13 Какими управленческими и организационными шагами должно сопровождаться развитие механизмов профилактики сиротства?
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 14 Ключевые изменения Изменение способа финансирования Создание вертикали управления Введение блока профилактических услуг
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 15 Новый способ финансирования Деньги следуют за семьей и ребенком Бюджетирование ориентируется на результат, т.е. на конкретные изменения в клиентской группе Распределение средств осуществляется на конкурсной основе в форме государственного и/или муниципального заказа
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 16 Зачем нужны минимальные социальные стандарты Оценка эффективности работы социальных служб Установление общих принципов работы по сохранению ребенка в семье, содержанию в замещающих семьях и в специализированных учреждениях Установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности в сфере профилактики социального сиротства в расчете на одного ребенка, нуждающегося в государственной защите
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 17 Задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «... Определить орган исполнительной власти субъекта РФ, ответственный за координацию работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними, организацию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 18 Разрывы в системе управления Функция защиты прав детей Орган опеки и попечительства Деятельность по защите прав детей Учреждения различных ведомств Функция координации действий по защите прав детей К Д Н Административные и финансовые ресурсы по координации действий по защите прав детей Ведомственные органы управления
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 19 МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Уполномоченная служба Орган по защите прав детей и вопросам семьи Органпо защите прав детей и вопросам семьи Телефон доверия Детский сад СРЦ УДО Школ а Заказчик Исполнители Региональный уровень Муниципаль- ный уровень Пол- ка
© 2006 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения Слайд 20 Ключевые изменения Изменение способа финансирования Создание вертикали управления Введение блока профилактических услуг
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения National Foundation for the Prevention of Cruelty to Children Благодарим за внимание! Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения , Москва, Хохловский переулок, 13, стр.1. Т/ф (095)