1 Министерство образования и науки Российской Федерации Зотова Юлия Леонидовна сотрудник отдела развития деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Департамента воспитания и социализации детей 28 июня 2012 г.
2 В 2008 году Минобрнауки России было разработано и подписано первое соглашение о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей между Россией и Италией (вступило в силу 27 ноября 2009 года). В 2011 году подписаны договоры о сотрудничестве в сфере усыновления с США и Францией, осуществляется подготовка к их ратификации. На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 июля 2012 г. планируется рассмотреть законопроекты о ратификации указанных соглашений. Минобрнауки России продолжается работа по подготовке к подписанию аналогичных договоров с Королевством Испания, Ирландией, Великобританией, Израилем и другими странами. Международные соглашения в сфере усыновления
3 Федеральный закон от 05 июня 2012 г. 62-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей»
4 ПРОЕКТ федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части реализации норм Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября1980 г.)»
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» Полномочия центрального органа возложены на Минобрнауки России Федеральный закон от 31 мая 2011 г. 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. вступила в силу на территории Российской Федерации 1 октября 2011 г.
6 Законопроектом планируется: уменьшить сроки рассмотрения и обжалования дел по заявлениям о возврате ребенка; обеспечить межведомственное взаимодействие в решении вопросов реализации Конвенции; установить «централизованную юрисдикцию»;
7 Установление «централизованной юрисдикции» Договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для обеспечения достижения целей Конвенции на их территориях. Для этого они используют самые быстрые процедуры, имеющиеся в их распоряжении (статья 2 Конвенции) В настоящее время споры о месте жительства ребенка и о порядке общения с ним рассматриваются районными (городскими) судами в качестве судов первой инстанции (статья 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). По состоянию на первое полугодие 2011 г. в Российской Федерации функционирует порядка 2270 судов. Положительный опыт других государств-участников Конвенции (Австралии, Франции, Великобритании, Германии Швейцарии и других) свидетельствует об эффективности сокращения количества судов, рассматривающих дела о возврате детей, как меры, позволяющей сократить сроки рассмотрения таких дел, а также добиться единообразия подходов в решении судами споров в рамках Конвенции. Необходимы изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
8 Законопроектом предлагается: Дополнить ГПК РФ положениями, определяющими подсудность дел в рамках действия Конвенции определенному районному суду в административном центре федерального округа в котором пребывает ребенок, что обеспечит единообразие и быстроту судопроизводства при их разрешении. город Москва - Центральный федеральный округ, город Санкт-Петербург - Северо-Западный федеральный округ, город Ростова-на-Дону - Южный федеральный округ, город Пятигорск - Северо-Кавказский федеральный округ, город Нижний Новгород - Приволжский федеральный округ, город Екатеринбург – Уральский федеральный округ, город Новосибирск - Сибирский федеральный округ, город Хабаровск - Дальневосточный федеральный округ.
9 Уменьшение сроков рассмотрения и обжалования дел по заявлениям о возврате ребенка Судебные или административные органы Договаривающихся государств должны принимать безотлагательные меры для возвращения детей. Если соответствующий судебный или административный орган не вынес решения в течение шести недель со дня начала процедур, заявитель или Центральный орган запрашиваемого государства по собственной инициативе либо по просьбе Центрального органа запрашивающего государства имеет право потребовать объяснений о причинах задержки. (статья 11 Конвенции) В настоящее время судебное разбирательство по спорам о воспитании детей ведется в порядке, установленном главой 15 ГПК РФ) «Судебное разбирательство». В итоге по общему правилу с соблюдением установленных сроков дело по спору о воспитании детей может рассматриваться судами общей юрисдикции в течение 5 месяцев: 2 месяца в суде первой инстанции + 1 месяц – срок на апелляционное обжалование + 2 месяца – срок апелляционного рассмотрения дела. Необходимы изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
10 Законопроектом предлагается: Исковое заявление о возвращении ребенка или осуществлении прав доступа предлагается рассматривать судом в месячный срок со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие судебного постановления. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции. Предусматривается рассмотрение апелляционной жалобы по правилам, установленным главой 39 ГПК РФ в срок, не превышающий месяца со дня поступления дела в апелляционную инстанцию.
11 Обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов реализации Конвенции Межведомственное взаимодействие Розыск детей Обеспечение выполнения решений суда
12 Обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов реализации Конвенции Центральные органы сотрудничают друг с другом и содействуют сотрудничеству между компетентными органами в своих государствах для обеспечения незамедлительного возвращения детей и для достижения других целей настоящей Конвенции. В частности, они непосредственно или через посредника принимают все необходимые меры для того, чтобы установить местонахождение ребенка, который незаконно перемещен или удерживается; (Статья 7 Конвенции) Изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» наделение соответствующих органов полномочиями по розыску детей по заявлению центрального органа Розыск
13 Обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов реализации Конвенции Частью 4 статьи 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в качестве основания объявления судебным приставом-исполнителем розыска ребенка установлен исполнительный документ, содержащий требование об отобрании ребенка. Законопроектом предлагается дополнить возможность розыска ребенка также в соответствии с: -исполнительным документом о возвращении ребенка, -исполнительным документом об осуществлении прав доступа. Обеспечение исполнения судебных решений, касающихся возвращения незаконно перемещенных детей в рамках Конвенции