Татьяна Малева Дети России: успехи и проблемы государственной политики Москва, 31 мая, 2012 г.
Динамика распределения населения по возрастным группам, % Тенденция - сокращение доли детей и подростков в возрасте младше 15 лет в общей численности населения Россия Москва
Динамика распределения населения Москвы по возрастным группам, %
Достижения государственной политики в формировании для детей равных возможностей 2005 г. - в обращении Президента РФ к правительству, парламенту и руководителям регионов сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и образования, реализация которых началась в 2006 г г. - в Послании Президента РФ Федеральному Собранию была сформулирована задача проведения эффективной демографической политики, которая привела к совершенствованию ряда мер в области поддержки материнства и детства, в том числе мер стимулирования семейного устройства детей-сирот г. - утверждена федеральная целевая программа «Дети России на гг.» г. - создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 2009 г. - создан Институт уполномоченного по правам ребенка при Президента РФ и аналогичные институты во многих субъектах РФ. Данный институт является инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка. ноябрь 2010 г. - в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию поставлена задача формирования эффективной государственной политики в области детства. Что в итоге?
Динамика реальных душевых доходов, заработной платы и пенсий %, 1991 г.=100% Темпы восстановления официальной заработной платы существенно отстают от роста доходов. Низкий удельный вес формальной заработной платы в доходах населения – это важный барьер на пути равных возможностей, в первую очередь для семей с детьми. За средними показателями доходов скрывается масштабная дифференциация.
Что происходит с расходами на социальную поддержку детей? С середины 2000-х гг. приоритеты демографического развития страны начали стремительно перемещаться с политической периферии в эпицентр государственной политики. Однако реформы детских и материнских пособий оказали слабый эффект на уровень жизни семей с детьми, за исключением узких целевых групп (дети до 1,5 лет).
Основные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, % от ПМ Размер пособия для детей из бедных семей удручает!
Расходы на социальную поддержку, % ВВП Социальные пособия для семей с детьми, % ВВП Уровень бедности, % населения Уровень детской бедности, % детского населения Уровень рождаемости, число детей на 1 женщину Финляндия25,42,913101,83 Дания28,93,712101,84 Словения21,41,812111,38 Германия27,72,815141,37 Эстония12,51,419181,63 Латвия111,221 1,41 Швеция29,73,011121,88 Ирландия18,92,618192,01 Бельгия29,52,015171,76* Австрия282,812151,38 Франция30,52,513161,98 ЕС (27 стран)26,22,017201,53** Португалия24,81,218211,33 Греция24,41,520231,41 Нидерланды28,41,610141,72 Великобритания25,31,519231,84** Испания211,220241,4 Италия26,71,220251,37 Чешская республика18,61,710161,44 Словакия161,511171,25 Венгрия22,32,812191,32 Польша18,10,817241,31 Болгария15,11,322301,42 Румыния12,81,725331,3 Россия8,90,418271,41 Социальные расходы и уровень бедности в странах ЕС и России в 2007 г.
Все население 29,113,313,413,2 По месту проживания Проживающие в городах 25,010,810,610,5 Проживающие в сельских поселениях 34,220,221,120,7 По половозрастным группам Дети в возрасте до 16 лет 37,717,218,018,3 Население трудоспособного возраста, в том числе: 30,413,0 12,9 молодежь в возрасте лет 27,914,114,514,6 мужчины в возрасте лет 28,012,312,1 женщины в возрасте года 35,012,312,212,0 Население старше трудоспособного возраста, в том числе: 18,510,710,49,2 мужчины в возрасте 60 лет и более 15,312,312,09,7 женщины в возрасте 55 лет и более 19,610,19,89,1 Риски бедности среди социально-демографических групп населения, % от численности группы Дети - самые высокие риски бедности!
Профиль бедности (социальной уязвимости): инвалиды и семьи с детьми-инвалидами неполные и многодетные семьи одинокие москвичи старших пенсионных возрастов. Неравенство и бедность в Москве
Основные проблемы на пути создания равных возможностей для семей с детьми В социальную исключенность, помимо благосостояния, существенный вклад вносят неравенство в доступе к образованию и здравоохранению. С точки зрения бедности и социальной исключенности наиболее уязвимой категорией являются многодетные семьи, семьи с детьми инвалидами и дети-сироты. Положение детей в неполных семьях максимально дифференцировано. Они попадают в число уязвимых, если одинокий родитель не живет в расширенной семье и не получает алименты. Эта категория практически исключена из программ социальной поддержки. Модернизация семейных отношений требует расширения услуг, обеспечивающих социализацию и адаптацию детей к особенностям модернизационного развития. Особенно это актуально для детей-сирот. В связи с отсутствием прозрачности бюджетных расходов не представляется возможным провести полноценную оценку объема и эффективности государственных расходов на цели поддержки детей. В рамках национальной статистической системы отсутствует механизм для сбора подробных данных о положении детей, в особенности принадлежащих к уязвимым группам (инвалиды, сироты, дети мигрантов, дети, находящимся в конфликте с законом и т.д.). На протяжении 10-летнего периода в России отсутствует Общенациональный план действий в интересах детей, охватывающий все области Конвенции.
Рекомендации для политики в сфере социальной защиты Международный опыт показывает, что рождаемость не падает ниже уровня замещения в тех европейских странах, которые проводят политику «примирения» занятости и семейной жизни, то есть развивает социальные услуги для семей. Единовременные выплаты, такие как материнский капитал, и денежные пособия, которые резко идут на убыль, когда ребенку исполняется 1,5 года, могут иметь только краткосрочный эффект в форме сдвигов в календаре рождаемости. Более реалистичной и актуальной задачей, на которую следует переориентировать политику, представляется сокращение детской бедности и социальной исключенности. Преодолеть основные противоречия существующей системы поддержки семей с детьми позволит развитие программы пособия для детей из бедных семей. Альтернативой может стать социальный пакет для семей с детьми, аналогичный социальному пакету, сформированному для монетизации льгот. Профилактику семейного неблагополучия следует связывать с мерами раннего вмешательства, в которые должны включиться все государственные и негосударственные институты. В первую очередь, речь идет об учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
Рекомендации по мониторингу социально- экономического положения детей Оценка положения детей должна опираться на результаты макростатистики и специальных обследований домохозяйств. Неотъемлемой частью мониторинга должны стать отсутствующие в России обследования, в которых единицей анализа является ребенок Значительный контингент российских детей живет не в семьях, а находится на попечении государства в институциональных учреждениях. Невидимыми для статистики и государственных органов социальной поддержки остаются дети бездомных родителей и мигрантов. Репрезентативная информация о положении таких детей должна быть также неотъемлемой частью мониторинга Комплексный анализ бедности семей с детьми должен опираться на многокретериальные оценки, включая показатели дефицита доходов, социальной исключенности и субъективной бедности