Указ Президента Российской Федерации от года 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Овечкина Т.А., к.п.н., заведующий Института детства СПб АППО
Цели Национальной стратегии: 4 определение задач государственной политики в интересах детей и механизмов ее реализации в соответствии с принципами и нормами международного права, достижение международных стандартов в области прав ребенка; 4 гармонизация деятельности России по защите прав детей с деятельностью мирового сообщества, распространение в РФ положительного опыта европейских стран, продвижение инновационного опыта РФ на мировую арену, защита прав российских детей в любой точке земного шара
4 Национальная стратегия РФ разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка (на годы), цели которой: создание дружественных к ребенку услуг и систем, искоренение всех форм насилия в отношении детей Национальный приоритет России - обеспечение благополучного и защищенного детства, создание комфортной и доброжелательной среды для жизни детей
Существующие проблемы детства в России: - продолжается сокращение численности детского населения; - не снижается количество нарушений прав детей; - у значительной части детей дошкольного возраста имеются различные заболевания и функциональные отклонения; - низкие темпы сокращения числа детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей; - незащищенность детей от противоправного контента сети «Интернет» (суицид, порнография и др.);
Существующие проблемы детства в России: - неисполнение международных стандартов в области прав ребенка; - высокий риск бедности при рождении детей (многодетные и неполные семьи); - распространенность семейного неблагополучия (жестокое обращение с детьми, все формы насилия в отношении детей); - распространенность практики лишения родительских прав (рост социального сиротства); - неравенство между субъектами РФ по объему и качеству доступных услуг для детей и их семей.
Ключевые принципы Национальной стратегии 4 - реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье (меры по устройству детей- сирот на воспитание в семьи граждан); 4 - защита прав каждого ребенка (создание системы реагирования на нарушение прав ребенка); 4 - максимальная реализация потенциала каждого ребенка (образование, социализация, условия для самореализации); 4 -сбережение здоровья каждого ребенка (ЗОЖ, здоровьесберегающие технологии, профилактика заболеваний)
Ключевые принципы Национальной стратегии 4 -обеспечение качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями; 4 -партнерство во имя ребенка (технологии социального партнерства, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей)
Направления реализации Национальной стратегии 4 1. Семейная политика детствосбережения 4 2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей 4 3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни 4 4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства 4 5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия 4 6. Дети-участники реализации Национальной стратегии
Семейная политика детствосбережения 4 - совершенствование правовых механизмов в сфере защиты детства 4 - нормативное закрепление межведомственного взаимодействия 4 -реализация в РФ глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям» 4 - сокращение бедности семей с детьми 4 - принятие Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года
Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей 4 - ликвидация дефицита мест в ДОУ 4 - развитие всех форм дошкольного образования (семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки, развитие негосударственного сектора) 4 -строительство новых дошкольных учреждений 4 - повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе 4 - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка
4 - создание правовых механизмов блокирования информационных каналов (криминальной психологии, культа насилия, других антиобщественных тенденций), услуга «Родительский контроль», общественная экспертиза интернет-контента для детей - обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях 4 - увеличение программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами
Здравоохранение, дружественное к детям, здоровый образ жизни 4 -восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях 4 - распространение технологии «школа здоровья» во все ОУ 4 - внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий 4 - центры здоровья для детей 4 - реализация программ гигиенического воспитания 4 - ограничение скрытой рекламы табака, алкоголя 4 - обеспечение качественного горячего питания детей в ДОУ и школах
Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства 4 (дети-сироты, дети без попечения родителей, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, ВИЧ-инфицированные) 4 - переход к системе открытого усыновления (отказ от тайны усыновления) 4 -реформирование детских домов (квартирного типа, детские деревни) 4 -внедрение технологии «социального лифта» 4 -реализация права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по месту жительства 4 -программы толерантности среди населения
Система защиты и обеспечения прав детей и дружественного к ребенку правосудия 4 Дружественное к ребенку правосудие – система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка в соответствии с рекомендациями Совета Европы 4 Принципы: соответствие возрасту и развитию ребенка, усиление охранительной функции суда, доступ детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов 4 - организация школьных служб примирения 4 -внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ
Дети - участники реализации Национальной стратегии 4 -расширение участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы 4 - воспитание гражданственности, расширение знаний в области прав человека 4 - разработка и внедрение образовательных программ получения детьми знаний в области прав человека и прав ребенка
Механизм реализации Национальной стратегии 4 Координирующий орган реализации Национальной стратегии – координационный совет при Президенте РФ 4 Этапы реализации: первый этап годы, второй этап годы 4 Разработка органами государственной власти субъектов РФ региональных стратегий (программ) 4 Федеральный мониторинг реализации Национальной стратегии в регионах 4 Контроль: ежегодные аналитические доклады Координационного совета
«Институт детства» СПб АППО, сентябрь 2012 года