Дмитрий Полетаев Дети мигрантов в российских школах и на родине: доступ к образованию и проблемы обучения (на примере исследования в школах Москвы и исследования в Таджикистане)
Дети мигрантов в российских школах. На примере исследования в школах Москвы.
Исследование проводилось в гг. 5 глубинных интервью с сотрудниками средней школы (в том числе с 2 завучами) материалы научно-практической конференции «Повышение профессиональной компетентности заместителей директоров по воспитательной работев приоритетных направлениях развития воспитания» 18 мая 2011 г. в ГОУ СОШ 983 (г. Москва) Материалы семинаров Школы педагога- исследователя «Южок» под. рук. Проф, д.п.н. Демаковой И.Д. в гг..
Изменения с 1991 года: - дети беженцев +дети мигрантов из Грузии, Армении, Азербайджана +дети мигрантов из Центральной Азии Сейчас уже приходят в школу и те, кто рождены в РФ(второе поколение с гражданством), а не только те, кто привезен в РФ
Документы: свидетельство о рождении, медицинская карта установленного образца (форма 026/у) или копия медицинской карты, паспорт одного из родителей и регистрация Принимают с 3-месячной регистрацией и потом не требуют продления Нет единой базы и при переезде в другой район Москвы, дети могут не учиться (не включены во «Всеобуч»)
Проблемность обучения в случае низкого уровня знаний полученных в стране исхода или плохого знания русского языка, в классах, соответствующих их возрасту Сложности с медобслуживанием и диспансеризацией, угрожающие как потерей здоровья детьми-мигрантами, так и общим ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в школах Низкая доступность получения высшего образования и хорошо оплачиваемой работы при отсутствии гражданства и, как следствие, снижение мотивированности к успешной учёбе
Потеря традиционных норм поведения и риск их замены на девиантное поведение Устойчивая ориентация мальчиков- мигрантов на своё гендерное превосходство Ксенофобия части учителей Устойчивость мифа о национальных корнях детской преступности в школе, несмотря на её социальные корни
Вопрос оптимального соотношения в классах детей-мигрантов и интенсивности адаптационной работы, включая её финансирование Изолированность детей-мигрантов от местных детей вне школы Ошибочное восприятие межличностных конфликтов, как проявления ксенофобии в школе Разрозненность и слабость возможностей повышения квалификации в области специальной работы с детьми-мигрантами для учителей и администрации школ
Плохая адаптированность родителей в российском социуме имеет прямую, хотя и не всегда устойчивую связь с уровнем адаптации и интеграции их детей, а дети, в свою очередь, помогают адаптации родителей Ксенофобия в семьях транслируется детьми мигрантов в школе. Низкий уровень жизни семьи мигрантов иногда вызывает агрессивную или депрессивную защитную реакцию части детей-мигрантов
Существует специфическая стратегия у части родителей-мигрантов, которые не хотят отдавать детей в национальные школы, школы с большим количеством детей мигрантов («у вас много нерусских детей»), нацеливающая детей на интеграцию Существует специфическая стратегия у части родителей-мигрантов (особенно из Закавказья) нацеливания детей на успешную учёбу как первый шаг успешной карьеры и восхождения по социальной лестнице
Задача всеобщего обучения детей, входит в противоречие с условием наличия регистрации у родителей- мигрантов при приёме в школу, что на практике приводит к нарушениям этого правила – это надо убрать из компетенции школьной администрации Охват информационной базой данных «Всеобуч» и детей-мигрантов
Тестирование знаний при приёме в школу и обучение с потерей года (лет) обучения или использование экстерната Медобслуживание и диспансеризацию, проводить бесплатно Упрощённое получение гражданства для детей-мигрантов, проживших не менее 3-4 лет в России и окончивших российские школы
Усиление воспитательной работы с детьми мигрантов и специальная работа с учителями (тренинги, семинары, обучающие воспитательным методикам) и их материальное стимулирование Борьба с ксенофобией в учительской среде и мифом о национальных корнях детской преступности в школе Поддержка работы общественных объединений, НГО и детских организаций
Усиление внеклассной работы (коллективные походы, выезды детей, коллективные соревнования, социальное проектирование с участием детей, например, разработка и поддержание работы вебсайта школы). Общий разбор конфликтов в коллективе - с родителями, опытными педагогами и психологами. Развитие системы обмена опытом (спецсеминары для завучей, тренинги для социальных работников, волонтёров, сотрудников НПО)
Снижение ксенофобии в семьях через встречи и профилактические беседы с родителями- мигрантами опытных педагогогов и психологов в школе Возрождение правила обязательного ношения школьной формы Общие установки в воспитании, ориентированные на семью, доброжелательные отношения между людьми, как на главные ценности, оттесняющие материальное на второй план
Дети мигрантов на родине: доступ к образованию и проблемы обучения. На примере исследования в Таджикистане.
Исследование проводилось с июня 2010г.по март 2011г. 5 фокус-групп (1 - родители и родственники, 4 – дети 6-17 лет, всего 20 участников) 10 глубинных интервью 240 опрошенных домохозяйств в 4 регионах Таджикистана (Гафуров, Куляб, Шунган, Вахдат)
Посещение школы (принудительное и бесплатное) детьми до 16 лет одинакова в семьях мигрантов и семьях без мигрантов (в том числе т.к. «...в обществе принято осуждать за это (непосещение)») Дети бросают или реже посещают школу в зависимости от экономических обстоятельств и их отношения к учёбе, и причины связанные с миграцией имеют с этим сложную взаимосвязь (болезни, бедность домохозяйств, производительность труда в них)
Дети у которых хотя бы один родитель более года не поддерживал связь с семьёй чаще живут в худших экономических условиях и реже учатся после 9 класса (из 11классов) Влияние на успеваемость неоднозначно: с одной сторны - отсутствие поддержки родителей, низкий уровень контроля (в том числе со стороны других родственников – дедушек и бабушек), и, с другой стороны - денежные переводы улучшают качество образования детей мигрантов
Разработка программ, направленных на детей мигрантов, в особенности для детей из семей, где отец/мать покинул(а) семью и более года не общается с ней и не присылает денежные переводы Разработка программ по поддержанию сбережений мигрантов, улучшению инвестиционных возможностей для лучшего финансирования будущего образования детей
Повышение информированности учителей о воздействии миграции родителей на детей и о правах детей Социально-психологическая программа для учителей (навыки по: внедрению социально- психологического и психо-педагогического компонентов в их регулярную работу на уроках и родительских собраниях, предоставлению индивидуальной поддержки нуждающимся детям, работе с родителями и мобилизации поддержки в сообществе)
Поддержка внешкольного образования для детей Создание системы социальной помощи в школе, включая факультативную помощь (выполнение домашних заданий и учёба)
Поддержка работы общественных объединений, негосударственных организаций, занимающихся помощью женщинам, находящимся в сложных ситуациях и детскими программами (гранты) Всемерно способствовать усилению ориентиров в воспитании, ориентированных на семью как высшую ценность, на доброжелательные отношения между людьми, отодвигая материальные блага и личный комфорт на второй план
Посещайте сайты ООН женщины ructure/unwomen/index.shtml ЦМИ И наш живой журнал livejournal.com