Взаимодействие с родителями при работе над проектом: «Наш родной город -Колпино». Автор проекта: Сафонова М.В., воспитатель 1 квалификационной категории ДОУ 49 Колпинского района города Санкт-Петербурга.
Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Задача педагога: 1.организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям; 2.вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей так и у детей.
Алгоритм деятельности педагога при организации совместной деятельности: 1 шаг. Поставить цель. 2 шаг. Вовлечь дошкольников в решение проблемы. 3 шаг. Наметить план движения к цели. 4 шаг. Обсудить план с семьями. 5 шаг. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ. 6 шаг. Совместно с родителями и детьми составить план- схему проведения проекта. 7 шаг. Собрать информацию по теме проекта. 8 шаг. Провести совместную деятельность: игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта) 9 шаг. Дать домашние задания родителям и детям.
10 шаг. Поощрять самостоятельность участников проекта (поиск материала, информации, изготовление книжек - самоделок, поделок, рисунков, альбомов и т.п.) 11 шаг. Организовать презентацию проекта, составить книгу, альбом совместно с детьми. 12 шаг. Подвести итоги (выступление на педсовете, обобщение опыта).
При определении темы проекта были использованы следующие формы работы: 1.Анкетирование; 2.Сбор предложений.
Сентябрь 1. Анкетирование «Какие мы родители», 2. Привлечь родителей к сбору познавательного и краеведческого материала, рекомендации по изготовлению книжки - самоделки « Транспорт в нашем городе». 3. Консультация «Формирование начал патриотических чувств» 4. Сбор фотографий для совместного альбома 5. Творческая работа «Генеалогическое дерево» Октябрь 1.Конкурс рисунков «Любимый город мой» 2.Рекомендация: экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее города Колпино», рекомендация по изготовлению книжки - самоделки « Поездка на речку». Ноябрь 1.Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» 2.Совместный труд родителей и детей (кормушки) 3.Рекомендации по изготовлению книжки - самоделки « Айболит рядом с нами», «Путешествие в природу» ( животный мир наших лесов и парков) Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при работе над проектом «Наш родной город - Колпино»
Декабрь 1.Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Путешествие в природу» (растительный мир наших лесов и парков) «Кто поет у нас в лесу» ( птицы нашего леса) Январь 1.Рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «Творим, развиваемся, растем» Февраль 1.Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Колпино - город спортивный» Март 1.Анкета по теме: « Традиции нашей семьи» 2.Рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «В гости к доктору», «Где работают наши папы и мамы» Апрель 1.Папка - передвижка « Читаем вместе с детьми», 2.Рекомендации родителям по изготовлению книжки - самоделки «В гости к книжке», рекомендация родителям : «Посетить Планетарий» Май 1.Создание мини-музея боевой славы (Привлечь к сбору военной атрибутики в мини-музей). (Военная атрибутика: письма-треугольники, каски, фуражки, пилотки, шинель, фляжка, кисет, матросская форма, медали, картины (начало-конец) войны, аудиозаписи «Звуки войны», «Музыка мира», «Песни фронтовых лет») 2. Помощь в организации экскурсий 3. Конкурс рисунков «Этот День Победы»
Родителям были даны домашние задания по теме проекта. Книжка - самоделка по ознакомлению с родным городом ( текст: загадки стихи рассказ ребенка фото, иллюстрации, рисунки) «Айболит рядом с нами» (можно посещение ветлечебницы) Книжка - самоделка по ознакомлению с родным городом ( текст: загадки стихи рассказ ребенка, фото, иллюстрации, рисунки) «Транспорт на улицах нашего города» Книжка - самоделка по ознакомлению с родным городом ( текст: загадки стихи рассказ ребенка, фото, иллюстрации, рисунки) « В гостях у книжки» ( знакомство с библиотекой, книжным магазином) Варианты заданий
После чего участники проекта осуществляли сбор материала, оформление книжек самоделок, проводились выставки газет, выполнялись творческие работы.
Результат совместной деятельности участников проекта
В завершении работы были подведены итоги, презентация показана родителям и сотрудникам ДОУ. «Весенняя ярмарка»
Результаты: Обогащенные и систематизированные знания детей о нашем городе, его истории, о природе нашего края, его жителях, культурной жизни города, достопримечательностях, промышленности, о героическом прошлом наших горожан. Расширенные знания родителей по данной теме, повышенная компетентность родителей по данной теме, обмен опытом между родителями. Установленное деловое взаимодействие между педагогами и семьями воспитанников. Обогащенная новыми пособиями развивающая среда.
Вывод: Эта форма работы позволила на доступном уровне познакомить детей с историей родного города, с его достопримечательностями, с культурной жизнью, животным и растительным миром, с промышленностью, с героическим прошлым нашего города. Таким образом, можно говорить о результативности проектной деятельности в ДОУ.