«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А. Н. Колмогоров:
«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь»
Функции исследовательской деятельности на разных ступенях в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения
Направления работы с одаренными детьми Работа с одаренными детьми в школе Работа с одаренными детьми в послеурочное время Система олимпиад и конкурсов Международные программы
Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы 4.Группы внеурочных занятий 5.Экскурсия 6.Общещкольные проекты проекты 7.Поход или экспедиция 8.Конференция, конкурсы
Направления исследовательской деятельности учебно-исследовательская деятельность (работа по готовым методикам) истинно исследования, сопряженные с миниоткрытиями, эвристикой и перспективами
Алгоритм исследовательского поведения Проблема Гипотеза Гипотезы Исследование Результат Исследование: 1)Выбрать метод исследования 2)Определить последовательность проведения исследования 3)Собрать и обработать информацию 4)Проанализировать и обобщить полученную информацию
Исследовательская деятельность учащихся: этапы выбор конкретного объекта, определение проблемы; изучение литературы (background) выработка гипотезы (предположения) разработка эксперимента сравнение гипотезы с результатами эксперимента формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных подготовка доклада и презентации обсуждение результатов с профессиональными учеными постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии
10 Ход работы над исследованием 1.Написание основы введения по всей работе (основываясь на паспорте работы) 2.Компоновка текстов 3.Редактирование целого текста 4.Написание выводов к каждой главе 5.Составление списка источников информации 6.Корректировка введения по всей работе 7.Общее заключение 8.Составление списка источников информации 9.Подготовка приложений
Защита результатов исследования Выступление 5 – 7 минут. Актуальность темы. Проблема, задача исследования. Методы исследования. Краткое содержание глав. В чем новизна работы. Изложение основных результатов. Выводы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2013