НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.В. Феоктистова учитель русского языка и литературы при изучении литературы на профильном уровне
Цель работы обобщение опыта работы по формированию и развитию у учащихся способностей к глубокому пониманию художественного произведения, формирование осознанной деятельной позиции по отношению к социальным и культурным явлениям действительности, а также способностей, позволяющих реализовать гуманитарное отношение к миру
определяется разработкой конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы на различных ступенях изучения литературы для формирования компетенций, обеспечивающих осознанный выбор учащимися гуманитарного профиля Практическая значимость
Научить детей понимать и чувствовать те переживания (сенсорные и эмоциональные), положенные автором в основу произведения Формировать умение создавать художественный образ средствами литературного языка
Интерактивные методы обучения Интерактивное обучение – «способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение». Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»
Работа в группах В системе интерактивного обучения используется работа в группах, в парах, в тройках, четверках
Интерактивные методы К интерактивным методам можно отнести : эвристическую беседу, «мозговую атаку», методы «круглого стола», «аквариума», «стенки», «деловой игры»
При изучении творчества И.С.Тургенева трудно показать круг общения писателя без портретов В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, Г.Флобера, Э.Золя...
Приемы создания проблемных ситуаций 1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения. 2. Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. 4. Даются исследовательские задания по тексту,
Сопоставьте стихотворения « Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Найдите в них общее и различное. Каким настроением проникнуты эти стихотворения? В чем истоки трагедии героев ? Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Как герой оценивает свою неудачную любовь?
Постановка проблемных вопросов по тексту может сопровождаться слайдами из различных фильмов по одному и тому же произведению
Побывать на балу с Наташей…
Интересные возможности открывает использование материалов литературно- художественных программ канала «Культура». Видео «О Гоголе»
Одно из интерактивных средств - виртуальная литературная экскурсия. Такова, например, экскурсия по «Петербургу Достоевского»
Учащаяся Алексеева Э. заняла 2 место на городской научно-практической конференции «Натуропа» с работой «Правда и вымысел о Пушкинском Лицее». Все учащиеся 10п класса работают над своей темой
Учащаяся Александрова А. в течение года исследовала речевые особенности саратовских газет
Все работы учащихся отражают этапы проектной деятельности: планирование, поиск, продукт, что позволяет не только развивать интерес к предмету, но и логику мышления, формирует компетенции, обеспечивающие осознанный выбор гуманитарного профиля
Системное построение профильной работы направлено на формирование умений учащихся комплексно анализировать литературное произведение, фиксируя особое внимание на позиции автора
На мой взгляд, ценность новых интерактивных методик, в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни
Системное построение профильной работы, обеспечивает глубокое и осознанное изучение художественного произведения, формирует мировоззрение будущего гуманитария.