Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей И нет желанней ничего, чем образ края моего. К. Бальмонт Реализация краеведческого компонента в преподавании начального курса географии в 6 классе
компоненты среднего образования Федеральный Национально-региональный Школьный
. Формы реализации национально-регионального компонента в содержании образования 1. Включение разделов и тем национально- регионального компонента в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 кл.; 2. Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др. 3. Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко- краеведческая и поисково-музейная деятельность учащихся.
Региональный компонент в преподавании географии 6 класс «Начальный курс физической географии» «Методы изучения природы родного края» 8 класс «Физическая география России» «Особенности природы родного края» 9 класс – «Экономическая и социальная география России» «Население и хозяйство родного края»
Класс VIVIIVIIIIXXXI Курс географи и Начальный курс географии География материков и океанов География России, ч. I География России, ч. II Экономи- ческая и социальная география мира Экономи- ческая и социальная география мира К-во часов Для общеобразовательных учреждений на изучение географии отводится следующее количество часов в неделю по классам: «…Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности за счет часов регионального (национально-регионального) компонента увеличено количество часов в VI классе на 1 час в неделю на изучение учебного предмета "География". Указанные часы рекомендуется (необходимо) использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента».
Темы начального курса географии в 6 классе: Введение Изображения земной поверхности и их использование Развитие географических знаний о Земле Земля – планета солнечной системы Литосфера – каменная оболочка Гидросфера – водная оболочка Атмосфера – воздушная оболочка Биосфера – оболочка жизни Географическая оболочка.
Введение Тема: «Введение в географию» Источники географической информации. Методы изучения окружающей среды. Наука краеведение. Осенняя экскурсия «Географические объекты вокруг меня» Практическая работа 1 Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Творческие работы: 1. Дизайн дневника погоды. 2. Иллюстрированный словарь географических терминов. 3. Фотоальбом «Географические объекты родного края»
Изображения земной поверхности и их использование Тема: « Изображения земной поверхности » Виды изображений поверхности Земли: глобус, карты, планы, чертежи, аэроснимки. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Творческая работа: Сборник изображений поверхности Земли родного края Тема: « Географическая карта » Градусная сеть и географические координаты. Измерение расстояний на местности, плане и карте. Географическая карта родного края Практическая работа 2. Определение географических объектов на территории своего района, их описание. Практическая работа 3. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Новосибирской области и России Творческая работа: Составление интерактивных карт родного края
Изображения земной поверхности и их использование Тема: « Ориентирование по топографической карте » Ориентирование на местности. Азимут на плане и местности. Измерение расстояний на местности. Практическая работа 4. Определение направлений, расстояний, азимутов по плану и на местности по компасу, Солнцу и местным признакам. Творческая работа: Прокладывание экскурсионного маршрута на местности и его картирование и иллюстрирование. Тема: « План местности » План местности. Способы съемки местности. Построение простейших планов. Картографический метод исследования Практическая работа 5 Составление плана местности с помощью полярной съемки. Творческая работа: Проект освоения территории родного края или микрорайона школы на конец XXI века или на ближайшее будущее Тема: « Географическое положение территории проживания » Географическое положение объектов. Чтение географических карт. Физико- географическое положение микрорайона школы Практическая работа 6 Обозначение географических объектов на контурной карте родного края Творческая работа: 1. Составление путеводителя или видеофильма по достопримечательным местам родного края.
Развитие географических знаний о Земле Тема: « Развитие знаний о Земле » Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знаний о родном крае. Вклад земляков в освоении Земли Экскурсия в краеведческий музей Творческие работы: 1. Знаменитые люди родного края
Земля – планета солнечной системы Тема: Наш дом – планета Земля Земля как планета солнечной системы. Космический адрес. Географические следствия формы и размеров Земли. История развития и заселения территории родного края. Творческие работы: 1. Создание макета солнечной системы. 2. Разработка стенгазеты « Земля – наш общий дом » Тема: Движения Земли Виды вращений Земли: осевое, орбитальное, галактическое и их проявления на территории родного края. Смена сезонов года. Пояса освещенности. Практическая работа 7. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Тема: Влияние космоса на Землю и жизнь людей Влияние космоса на Землю и жизнь людей родного края: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы. Творческая работа: Наблюдения за звездным небом и Луной.
Литосфера – каменная оболочка Тема: « Минералы и горные породы » Минералы, горные породы и полезные ископаемые, слагающие земную кору своей местности, особенности их залегания. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Геология. Профессия геолог. Практическая работа 8. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности. Творческие работы: 1. Составление коллекции горных пород своей местности. 2. Геологическая история развития территории родного края. 3.О чем говорят камни? Тема: « Особенности рельефа и его изменение » Рельеф своей местности и причины его обусловившие.. Абсолютная и относительная высота. Изображения рельефа на планах и картах. Проявления действия сил, изменяющих рельеф на территории родного края. Практическая работа 9. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии). Творческие работы: 1. Геологические памятники природы родного края. 2. Составление профиля по планам родного края. 3. Вычисление относительной высоты близлежащего холма и его картирование. Тема: « Влияние человека на рельеф » Рациональное и нерациональное воздействие человека на рельеф области, района, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. Меры по предупреждению вредных воздействий человека на рельеф. Творческая работа: Исследование водно-эррозионных форм рельефа своей местности и выявление влияния на них хозяйственной деятельности человека.
Гидросфера – водная оболочка Тема: « Внутренние воды » Единство гидросферы с учетом местных водных объектов. Особенности размещения внутренних вод своей местности. Хозяйственное значение местных вод, экологическая оценка состояния, меры по бережному использованию и охране от загрязнения. Проблемы рационального потребления внутренних вод Новосибирской области. Творческие работы: 1. Иллюстрированный журнал « Экологическое состояние внутренних вод Новосибирской области ». 2. Проект « Какую воду мы пьем? » 3. Проект « Куда уходит вода? » Тема: « Внутренние воды и рельеф » Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и горными породами. Определение по карте направлений течений рек Новосибирской области. Происхождение озер Новосибирской области Творческая работа: Проект « Кто главный: рельеф или вода? » Тема: « Внутренние воды и климат. Жизнь во внутренних водах » Влияние климата на внутренние воды. Питание и режим ближайшей к школе реки, пруда или какого-либо другого водоема. Растительный и животный мир местных водоемов. Жизнь водных объектов. Творческие работы: 1. Создание коллекции « Растительный мир местного водоема ». 2. Создание фотоколлекции « Животный мир местного водоема ». 3. Правила поведения на реке (у водных источников). Тема: « Описание местного объекта гидросферы » Паспортизация объектов гидросферы. Практическая работа 10. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Творческие работы: 1. Проект « Семь чудес водных объектов родного края » 2. Эссе « Река моего детства » (исследование). 3. Восстановление и охрана родника. 4. Комплексное описание водного объекта своего села (паспорт объекта). 5. Значение реки Чем в истории заселения Новосибирской области 6.Экологические проблемы водных объектов родного края. Пути их решения.
Атмосфера – воздушная оболочка Тема: « Погода моей местности » Описание погоды по сезонам года. Предсказание погоды. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Синоптические карты. Профессии синоптик и метеоролог. Практическая работа 11. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений). Творческие работы: 1Народные приметы погоды. 2.Живые барометры. Тема: « Климат родного края ». Причины, формирующие климат. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Практическая работа 12. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Творческие работы: 1. Составление климатической диаграммы для города. 2. Климат в прошлом. Тема: « Явления в атмосфере ». Редкие и грозные атмосферные явления. Фенологические наблюдения. Творческая работа: Иллюстрированный справочник « Атмосферные явления Новосибирской области: их статистика и хронология ». Тема: « Взаимосвязь человека и атмосферы ». Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Творческие работы: 1. Источники загрязнения атмосферы: картирование. 2. Разработка буклета « Мы за чистый воздух »
Биосфера – оболочка жизни Тема: « Растительный и животный мир своей местности » Типичные представители растительного и животного мира родного края, особенности распространения и приспособления к среде обитания. Практическая работа 13. (экскурсия) Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации. Творческая работа: 1.Фотоколлекция « Растения и животные вокруг меня » 2. Лекарственные растения на службе человека. Тема: « Человек часть биосферы » Народы своего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Творческие работы: Разработка экскурсий « Народные промыслы и умельцы края », « Национальная одежда, традиции народов края », « Знаменитые люди родного края ». Тема: « Экологические проблемы своей местности. Определение качества окружающей среды » Современные экологические проблемы родного края. Охрана природы. Красная книга Новосибирской области. Практическая работа 14. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения родного края. Творческие работы: 1. Разработка экологических плакатов 2. Отражение природы в устном народном творчестве народов края. 3. Проблемы использования населением даров леса. 4.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.).
Географическая оболочка Тема: « Природно-территориальные комплексы » Территориальные комплексы своей местности : различие по размерам, природные, природно- антропогенные и антропогенные. Почвы родного края как особый природный комплекс. Меры по охране почв. Практическая работа 15. Описание почв на примере своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв. Творческие работы: 1. Изучение почвенного профиля на примере садового участка. Тема: « Природная зона своей местности ». Лесостепь. Изменение природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека. Ресурсы окружающей среды и их охрана. Творческие работы: 1. Проект будущего « Наш заповедник » 2. Виртуальный зоопарк.
Формы изучения краеведческого компонента 1. Практические работы. 2. Учебные экскурсии. 3. Туристские походы. 4. Краеведческие экскурсии 5. Викторины 6. Предметные недели по географии