«Люби и знай родной свой край». «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ» Планирование работы по краеведению в старшей группе детского сада Воспитатель: Орлик Ирина Владимировна
Введение Любое место на земле, где бы ни жил человек, имеет свои особенности. Наш Красноярский край неповторим – у него богатейшая природа, своя история. И это должны знать наши дети. Знать и гордиться своей малой Родиной. Чувство патриотизма – высшее социальное чувство. Как найти верные пути к его формированию? Надо представить, на базе чего формируется это многогранное чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине. Прежде всего, ребёнок должен научиться быть ответственным в своих, маленьких, делах, сопереживать своим друзьям и близким, видеть красоту вокруг себя. Другими словами, воспитание патриотизма – многотрудный, долговременный и непрерывный процесс, который затрагивает все области воспитания и развития детей.
Цель работы : совершенствование нравственно- патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Задачи: 1. Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине. 2. Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира; 3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Формы работы с детьми: НОД, образовательная деятельность в ходе режимных моментов; Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная;
мероприятиесрокиответственные Сбор информационно- методического материала сентябрьвоспитатели, родители Родительское собрание на тему: «Изучаем наш край» октябрьвоспитатели Диагностика знаний детей о родном крае октябрьвоспитатели Установление внешних связей октябрьВоспитатели, сотрудники музеев, библиотек В структуру работы по реализации регионального компонента в ДОУ входит целый комплекс мероприятий, затрагивающих различные сферы деятельности детей. Работа проходит в 3 этапа: 1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь)
2 этап – апробация (ноябрь – апрель) мероприятиесрокиответственные Экскурсия к памятнику А.Дубенскому и Историческим воротам ноябрьвоспитатели НОД «С чего начинается Родина?»ноябрьвоспитатели Выставка рисунков «Казаки на Енисее»ноябрьвоспитатели Игра-путешествие в прошлое «История возникновения города» декабрьвоспитатели Экскурсия в Краеведческий музейдекабрьвоспитатели, сотрудники библиотеки Выставка рисунков «Мы были в музее»декабрьвоспитатели Игра-путешествие «Вниз по Енисею»январьвоспитатели Экскурсия в музей пожарной частиянварьвоспитатели, сотрудники музея Совместное изготовление макета Красноярского острога январьвоспитатели
Консультация на тему: «Приобщение детей к народным традициям» февральвоспитатели Экскурсия в Центр народного прикладного творчества февральвоспитатели, сотрудники центра «Секреты бабушкиного сундука» - совместное развлечение для детей и родителей февральвоспитатели Выставка предметов быта прошлогомартвоспитатели, родители Игра-путешествие «По северному краю»мартвоспитатели Экскурсия в библиотеку, беседа о знаменитых земляках мартВоспитатели, сотрудники библиотеки НОД на тему «Символика Красноярского края» апрельвоспитатели Совместная экскурсия с детьми и родителями к часовне на Караульной горе апрельвоспитатели Викторина «Мой Красноярский край»апрельвоспитатели
мероприятиесрокиответственный Диагностика знаний детей о Красноярском крае майвоспитатели Анализ сформированных знаниймайвоспитатели Родительское собрание на тему: «Итоги работы по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» майвоспитатели 3 этап – коррекция (май)
Разработанный проект «Люби и знай родной свой край» не требует для своей реализации каких-либо капиталовложений, поэтому его реализация возможна в любом дошкольном учреждении. При его реализации необходимо следовать следующим принципам: личностно-ориентированный подход (партнерство, соучастие и взаимодействие), наглядность (широкое представление наглядного материала, соответствующего изучаемому разделу), последовательность (от простого к сложному), занимательность (материал должен быть интересным, увлекательным). В результате реализации данного проекта с обязательным использованием игровых мотивационных ситуаций ожидается формирование стойкого интереса детей к родному краю, его природе, истории, развитие познавательной деятельности детей, зарождение первых ростков гражданско- патриотических чувств.