Экскурсии на уроках биологии Елена Ивановна Вдовкина Учитель биологии МБОУСОШ с УИОП п.г.т Кикнур Кировской области
Экскурсии несут в себе: Познавательный Развивающий Воспитательный аспекты
План проведения экскурсий 1. Определение места экскурсии 2. Краткое введение в тему экскурсий 3. Самостоятельная работа учащихся 4. Устный отчёт учащихся, демонстрация собранного материала 5. Подведение итогов
Экскурсии в 6-ом классе Автор учебно-методического комплекта – Н. И. Сонин
1. Общее знакомство с цветковыми растениями. Осень в жизни растений
2. Зима в жизни растений
3. Взаимосвязи живых организмов. Сорные растения.
4. Природные сообщества. Цепи питания.
Зима в жизни растений Урок-экскурсия Зима в жизни растений Дидактическая цель урока: Создать условия для - осознания и осмысления блока новой учебной информации - применения ее в знакомой и новой учебной ситуациях - проверки уровня усвоения системы знаний и умений
Задачи урока: - Образовательная – продолжить формирование знаний о жизненных формах растений, о взаимосвязи строения плодов со способом их распространения. - Развивающая – развивать умение распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии, коммуникативные умения. - Воспитательная – способствовать формированию бережного отношения к природе.
Тип учебного занятия: Методы обучения: Формы организации познавательной деятельности: Тип учебного занятия: комбинированный урок Методы обучения: - репродуктивный - исследовательский Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная - индивидуальная - групповая
Место проведения: Оборудование: Подготовка к экскурсии: Место проведения: парк, где проходила осенняя экскурсия Оборудование: блокнот, карандаш, определительные карточки, емкости для сбора шишек и другого материала, подкормка для птиц Подготовка к экскурсии: повторите пройденное по темам «Побег», «Плоды и семена».
План экскурсии Мотивация и целеполагание Проблемный вопрос: План экскурсии Мотивация и целеполагание Проблемный вопрос: Ученые разработали определители растений по зимним побегам. Как вы думаете, какие признаки растений были взяты за основу?
План экскурсии Актуализация знаний 1. Орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и заключающий семена. 2. Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. 3. Расположение листьев (почек) по одному в узле. 4. Видоизмененные листья, защищающие почку от неблагоприятных условий. 5. Плод рябины. Ключевое слово: жизненная форма растений План экскурсии Актуализация знаний 1. Орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и заключающий семена. 2. Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. 3. Расположение листьев (почек) по одному в узле. 4. Видоизмененные листья, защищающие почку от неблагоприятных условий. 5. Плод рябины. Ключевое слово: жизненная форма растений
План экскурсии Первичное усвоение знаний, осознание и осмысление Беседа о признаках деревьев и кустарников, по которым их можно определить в безлистном состоянии План экскурсии Первичное усвоение знаний, осознание и осмысление Беседа о признаках деревьев и кустарников, по которым их можно определить в безлистном состоянии
План экскурсии Применение знаний в новой ситуации. Постановка познавательной задачи. Самостоятельная работа в группах. План экскурсии Применение знаний в новой ситуации. Постановка познавательной задачи. Самостоятельная работа в группах.
Образец карточки заданий Задания: 1 а) Найдите на участке 3-4 дерева, которые были определены во время осенней экскурсии. Используйте план-схему и определительные карточки. Б) рассмотрите побеги этих деревьев. Определите: цвет коры, размер, форму и расположение почек. В) Сделайте рисунок каждого побега с описанием. 2. Объясните, как различаются эти деревья по силуэтам. 3. Определите какие деревья распространяют свои семена зимой. 4. Соберите коллекцию плодов
Образец определительной карточки Образец определительной карточки
План экскурсии Контроль и коррекция. Устные отчеты учащихся, демонстрация собранного материала, дополнительное сообщение учителя План экскурсии Контроль и коррекция. Устные отчеты учащихся, демонстрация собранного материала, дополнительное сообщение учителя
План экскурсии Рефлексия Учащиеся формулируют выводы 1. Деревья и кустарники имеют признаки, характерные только для своего вида, по которым их можно определить в любое время года. - По листьям, цветкам и плодам их можно различить весной, летом и осенью. - Силуэт, цвет коры на стволе, размеры, форма и расположение почек становятся зимой основными признаками. 2. Кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а несколько столиков, отходящих от общего основания 3. Зима – время распространения плодов и семян многих деревьев и кустарников. План экскурсии Рефлексия Учащиеся формулируют выводы 1. Деревья и кустарники имеют признаки, характерные только для своего вида, по которым их можно определить в любое время года. - По листьям, цветкам и плодам их можно различить весной, летом и осенью. - Силуэт, цвет коры на стволе, размеры, форма и расположение почек становятся зимой основными признаками. 2. Кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а несколько столиков, отходящих от общего основания 3. Зима – время распространения плодов и семян многих деревьев и кустарников.
Отчет об экскурсии Результаты наблюдений и исследований оформить следующим образом: а) составить карточки с описанием и рисунком побега 3-4 видов деревьев и кустарников по размерам, форме и расположению почек на ветке; б) составить таблицу «Распространение плодов и семян зимой» Отчет об экскурсии Результаты наблюдений и исследований оформить следующим образом: а) составить карточки с описанием и рисунком побега 3-4 видов деревьев и кустарников по размерам, форме и расположению почек на ветке; б) составить таблицу «Распространение плодов и семян зимой»