Тема: «Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся». Автор проекта: С. Георгиева
Гипотеза : Для повышений уровня связной речи целесообразно проводить природоведческие экскурсии и сопровождать их сочинениями по материалам экскурсий
Цель проекта: формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие психических процессов; развитие личности младшего школьника; развитие коммуникативных способностей; воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Основные задачи проекта: 1. Своевременное выявление уровня развития речи учащихся. 2. Применение системы творческих заданий по развитию речи детей. 3. Анализ влияния экскурсий на уровень устной и письменной речи учащихся.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: анализ теоретической литературы по данному вопросу, изучение опыта ведущих учителей, беседы с родителями и учащимися, метод целенаправленного наблюдения за речевой деятельностью детей на экскурсиях и уроках развития речи по результатам проведенной экскурсии.
Содержание работы по проекту 1 этап. Изучение психолого-педагогической литературы и методи-ческой литературы по теме проекта (работы выдающихся психологов и педагогов: Л.С.Выготского, Ш.А.Амонашвили, П.Я.Гальперина, Н.И, Жинкина, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова и др.). 2 этап. Изучение современных методик по оценке уровня развития речи и критериев оценки уровня речевого развития обучающихся начальных школ (работы педагогов Багавовой С. Е., Князьковой Т. Н., Плоскиной О. В., Лысюк С. Н., Телковой С. Н.). 3 этап. Определение уровня речевого развития обучающихся и методик оценки уровня речевого развития обучающихся (разработка дифференцированных заданий на экскурсиях и уроках русского языка, способствующих развитию речи). 4 этап. Апробация разработанных методик на учениках класса и предварительная оценка полученных результатов. 5 этап. Сбор результатов исследования, их систематизация и общая оценка эффективности применяемых методик.
экскурсии могут быть эффективным средством развития речи учащихся начальных классов при соблюдении условий: Своевременное выявление уровня развития речи ребенка. Применение дифференцированных заданий на природоведческих экскурсиях и уроках русского языка, способствующих развитию речи. Систематическое проведение взаимосвязанных экскурсий и сочинений. Творческий подход к работе со стороны учителя и учащихся.