Экскурсия по картине А.Г.Венецианова «Весна. На пашне»
В 20-е годы XIX века Алексей Гаврилович Венецианов уединился от суеты столичной жизни в своей усадьбе, затерянной в Тверской губернии. Известный петербургский живописец, портретист, он стал писать картины, отличающиеся от всего, что создал в прошлые годы. Новые картины, представленные на выставке в Петербурге, вызвали изумление публики. Отправляясь в деревню, Венецианов намеревался заниматься хозяйством, а для отдохновения души писать картины.
Погрузившись в неторопливое течение будней, общаясь с крестьянами, вникая в из заботы, художник открыл необыкновенную полноту, осмысленность «простого» образа жизни. В 1823 году Алексей Гаврилович пишет картину «Весна. На пашне». Молодая женщина величаво и легко ведет под уздцы коня на пахоте. Она одета в русский праздничный народный костюм – сарафан-летник м кокошник. Ее костюм не похож на подлинные одеяния крестьян
Это, скорее, одежда городской кормилицы или театральный костюм. Символичен лазоревый цвет сарафана: заря – начало дня. Художник видит в фигуре крестьянки на земле символ пробуждающейся природы, женское начало, величественное вечное. На краю пашни сидит младенец, он играет васильками. И в этом тоже символ: младенец – начало, весна жизни. Фигуры и пейзаж окутаны легкой дымкой, погружены в мягкие золотистые тона. Чувствуется, что художник сам любуется картиной.