СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: цели и перспективы
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ: 1. Учесть характеристики реального школьника начала XXI века. 2. Учесть изменившиеся требования к образованию (воплощенные сегодня в новых образовательных стандартах второго поколения). 3. Учесть новые требования к учебнику, продиктованные развитыми информационными технологиями.
Характеристики школьника касаются его возраста, топографической принадлежности, уровня развития, уровня владения русским языком, трудностей обучения: 1) разновозрастной школьник; 2) не только городской, но и сельский школьник; 3) учащийся не только полнокомплектной, но и малокомплектной школы; 4) не всегда являющийся носителем московской младшей нормы произношения;
Характеристики школьника касаются его возраста, топографической принадлежности, уровня развития, уровня владения русским языком, трудностей обучения: 5) не всегда школьник, для которого русский язык – единственный язык; 6) школьник с большим количеством логопедических проблем; 7) часто школьник с несформированными сенсорными эталонами; 8) с неврологическими проблемами; 9) школьник с трудностями обучения.
Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники учитывают изменившиеся требования к образованию.
Характеристика изменившихся требований к образованию Необходимость формировать универсальные учебные действия (общеучебные умения и навыки) и добиваться не только предметных, но и метапредметных результатов (когда ребенок не просто усваивает определенный объем информации, но осваивает определенные способы деятельности и может применить их в новом контексте и на практике – в окружающей его жизни).
Проекты и практические (жизненные) задачи по математике в УМК «Перспективная начальная школа» Сборник заданий и задач для учащихся (1-7 класс) с подробным методическим аппаратом для учителя Задачи, которые предлагает сама жизнь Сколько нужно купить рулонов обоев, чтобы оклеить комнату, учитывая, что для окон и дверей обои не требуются? Как сделать паспарту для оформления рисунков на школьную выставку? Как определить, что выгоднее: купить домашний цветной принтер для печати фотографий или печатать фотографии в фотостудии?
Характеристика изменившихся требований к образованию Необходимость обучения общению (со сверстниками и взрослыми, предметному и деловому общению; с окружающим миром природы и культуры) и формированию позитивного отношения к людям и окружающему миру, к семье и школе, к малой родине и общему нам всем Отечеству
Решение этих задач требует организации комплексной и системной работы: 1) с разными источниками информации, включая словари, справочники, энциклопедии, школьную библиотеку, интернет;
Решение этих задач требует организации комплексной и системной работы: 2) перестройки всей системы подачи знания: переход с учительского монолога на диалогическое общение с детьми; проблематизации всего учебного материала; организации условий для самостоятельной работы и проявления инициативы самих детей по решению поставленных проблем;
Решение этих задач требует организации комплексной и системной работы: 3) организации разных форм устного и письменного общения детей со сверстниками и взрослыми и на уроках, и во время осуществления совместных проектов, и в клубной работе (более детей- респондентов)
В содержание гуманитарных учебников УМК «Перспективная начальная школа» включена ПЕРЕПИСКА со школьника- ми, которая ведется в течение шести лет по линии двух научных клубов: «Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение) и «Мы и окружающий мир». Учителя, работающие по комплекту, объединены в научно-методический клуб профессионалов «ЖИВАЯ ШКОЛА».
Характеристика изменившихся требований к учебнику: 1) учебник на бумажном носителе должен быть инструментальным, удобным в пользовании, современно структурированным, модульным, рассчитанным на разные степени подготовки детей; должен быть связан с другими учебниками комплекта общей системой условных обозначений, общими стратегическими целями, единой учебно- игровой интригой, позволяющей создать единое жизненное и ценностное образовательное пространство;
Общая система пиктограмм У всех учебников УМК «Перспективная начальная школа»
Единая внешняя интрига У всех учебников УМК «Перспективная начальная школа»
Общие сквозные герои У всех учебников УМК «Перспективная начальная школа»
Характеристика изменившихся требований к учебнику: 2) учебник должен содержать механизмы выхода за собственные рамки в поле других источников информации, которые и включены и НЕ ВКЛЮЧЕНЫ в комплект.
Источники, которые входят в состав комплекта УМК «Перспективная начальная школа»: словари, хрестоматии, рабочие тетради на печатной основе, сборники практических задач, картинная галерея.
К источникам, которые не включены в комплект, но с которыми комплект работает, относятся: фонды школьных библиотек, большие академические словари; интернет; Найди в интернете I
Учебник должен быть автономным, позволяющим ученику самостоятельно продвигаться в получении информации и в оперировании с её разными источниками. Учебник должен включать: объемный и развернутый методический аппарат; систему разнообразных организационных форм.