Кудинова Е.Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 г. Комсомольска-на-Амуре, ВКК
Все активнее ставится вопрос о различного вида интеграции в современной школе. К настоящему времени гуманитарные интегрированные курсы развиваются во многих странах. Активно используется интеграция литературы с иностранным языком и информатикой, МХК и музыкой.
Программа факультативного интегрированного курса ( Н.П. Михальская) Модифицирована для учащихся 8-9 классов с углубленным изучением литературы по программе М.Б. Ладыгина Составители: учитель английского языка Николаева Л.П., ВКК учитель русского языка и литературы Кудинова Е.Д., ВКК г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ 16
Цели факультатива: Расширение знаний по английской литературе через исследование и изучение творчества английских писателей. Развитие навыков и умений работать с текстами на языке оригинала. Развитие и совершенствование умений анализировать худ. произведения с точки зрения стилистики, жанра, языковых средств и тд. Развитие самостоятельной работы учащегося с худ. произведениями. Поддержание и дальнейшее развитие интереса к изучению английского языка.
, п\п Тема занятияКол-во часов Вид работы 1.Джордж Гордон Байрон. Личность, судьба и основные этапы творчества; 1Лекция на русском и английском языках. 2Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайлд Гарольда» и ее романтический герой. Понятие «байронизм». 1Беседа на русском языке. Сообщение на русском и английском языках. Работа над термином «байронизм». 3Мировой резонанс творчества Байрона. Восприятие личности Байрона в России. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов. 1Чтение стихов на языке оригинала. Работа по собственному переводу. Фрагмент курса «Английская литература: писатель и время» для 9 класса
Фрагмент занятия над понятием литературного перевода Измучась всем, я умереть хочу. Тоска смотреть, как мается бедняк, И как шутя живется богачу, И доверять, и попадать впросак, И наблюдать, как наглость лезет в свет И честь девичья катится ко дну, И знать, что ходу совершенствам нет. И видеть мощь у немощи в плену... И вспоминать, что мысли заткнут рот, И разум сносит глупости хулу, И прямодушье простотой слывет, И доброта прислуживает злу. Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да другу трудно будет без меня. Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой... И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у пророка. Все мерзостно, что вижу я вокруг... Но как тебя покинуть, милый друг! Задание 1. Прочитайте сонет 66 В. Шекспира на языке оригинала. Задание 2. Сравните перевод этого сонета Б.Пастернака с переводом С.Маршака. Задание 3. Чей перевод Вам показался наиболее удачным? Обоснуйте. А какой ближе к подлинному тексту Шекспира? Докажите.
Темы проектов по литературе в классах с углубленным изучением литературы и профильных классах «Поэты пушкинской поры»; «Стрелялись мы. Дуэль в русской культуре первой трети XIX века»; «Театр пушкинской поры»; «Дворянская усадьба в изображении русских писателей XIX века»; «Поэтические индивидуальности серебряного века». «И.С. Тургенев и Полина Виардо». «Библейские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»» «Идеи и образы Древней Греции в искусстве и науке»
Главная цель проектов по литературе – это развитие творческого мышления, исследовательских навыков, обучение поиска школьниками ответов на проблемные вопросы, умение анализировать и систематизировать материал, умение грамотно и эмоционально защитить свою работу, высказать свое мнение. Деятельность учащихся в рамках учебного проекта помогает им интерпретировать, оценивать информацию.
Этапы проекта 1.Планирование или разработка темы учащимися; 2.Принятие решения; 3.Выполнение; 4.Рефлексия (оценка деятельности); 5.Защита. Проект – самостоятельная работа ученика. Учитель – помощник, а учащийся активный участник процесса, а не статист.
На уроках литературы проекты по теме «Поэтические индивидуальности серебряного века» должны завершить самостоятельное исследование учащихся и ответить на вопрос: в чем особенности этого времени и представить поэтическую индивидуальность каждого из поэтов. Футуризм.
«Если ты собираешься пройти 1000 ли, начни с того, что сделай первый шаг. За первым шагом последует другой, и вскоре красота открывшихся взору путника видов заставит его забыть о трудностях пути» (китайская мудрость)