сила трения
Цель урока Систематизировать знания о силе трения, причинах её возникновения и возможностью применения Развить умение формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию.
Сегодня урок проведем в нестандартной форме. На время урока представим, что вы сотрудники «Рекламного агентства». Итак, в агентство поступил заказ на рекламу такого объекта как «сила трения». Задача агентства выполнить этот заказ, соблюдая все требования клиента. Реклама должна соответствовать запросам заказчика
Прежде чем приступить к работе все сотрудники агентства должны пройти тест-контроль на профпригодность. Займите места у компьютеров
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
8 задач – оценка «3» От 8 до 12 - оценка «4» От 13 – 16 – оценка «5» Критерий оценивания
Наше агентство состоит из четырех отделов (Класс разбит на группы). Теперь можно приступить к работе. Но прежде давайте выясним какие стороны нашего заказа нужно разрекламировать, какие качества силы трения не упустить, чтобы ответить на главный вопрос заказчика: «Где можно применить силу трения и для чего?» (беседа с классом на тему: «Какие стороны трения нужно выяснить»)
После беседы с отделами агентства выяснили, что необходимо следующее: Дать историческую справку. Выяснить, от чего зависит сила трения. Выяснить, когда возникает сила трения. О роли трения в природе и технике (Задания для отделов находятся в конвертах)
Для выполнения заказа в короткий срок распределим работу между четырьмя отделами: Исторический Потребительский эксперимента льный Исследовательский
Помните! Реклама должна быть: o Понятной o Убедительной o Запоминающейся o Информационной Время выполнения задания 10 минут. Через 10 минут руководителям отделов необходимо предоставить отчет.
Для выполнения заданий на столах находится литература: o Учебники; o Справочный материал; o Дополнительная литература; o трибометр; o Линейки; o тележки;
Задания для отделов Исторический отдел Экспериментальный отдел Исследовательский отдел Потребительский отдел
Исторический отдел o Справка из истории силы трения o Эксперимент: толкают брусок, толкают тележку? Почему они останавливаются? o Объясните причину появления силы трения o Какую природу имеет сила трения?
Экспериментальный отдел o При помощи эксперимента Ответить на вопрос: от чего зависит сила трения? o Вывести формулу силы трения
Исследовательский отдел o Выяснить, как изменяется сила трения в зависимости от среды, в которой она наблюдается? o Составить таблицу о видах силы трения и о свойствах: сухое (покоя, скольжения, качения) и жидкое (движение в жидкости и в воздухе. Привести примеры различных видов силы трения. (Это домашнее задание).
Потребительский отдел o Применение силы трения в природе, жизни, технике.
Каждый отдел представляет свое задание
Добавим сведения о силе трения в природе Какую роль в этом случае играет сила трения ?
А какую в этом случае?
ТРЕНИЕ – наш друг и враг. Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг: Если б трение пропало, Чтоб со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от земли. Если б взял ты что-то вдруг, оно выпало из рук Помогает трение начинать движение всем машинам, тракторам, мотоциклам, поездам! Ну, а также тормозить и их всех остановить Очень нужно тренье нам, всем растеньям и зверям! Но примтом приносит вред и немало разных бед: В станках, приборах трутся части – и это главное несчастье. Ну, а все автомашины быстро снашивают шины! И поэтому вопрос не настолько уж и прост: Трение друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так!
Домашнее задание (реклама силы трения) под девизом «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» Составить таблицу, в которой привести примеры вредного трения и полезного Написать сочинение на тему «Что бы случилось, если бы исчезла сила трения» Решить контрольную работу
Начальный уровень 1 Когда возникают силы трения покоя? Силы трения скольжения? Силы трения качения? 2. Какой вид трения возникает между приводным ремнём и шкивом при его вращении? 3. На столике в вагоне поезда лежат коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте? 4. При помощи динамометра ученик перемещал равномерно деревянный брусок массой 200 г по горизонтально расположенной доске. Каков коэффициент трения, если динамометр показывал 0,6 Н? Вернуться к вариантам
Средний уровень 1. Вагонетка с грузом весит 3 кН. Какая сила необходима для равномерного движения вагонетки, если сила трения составляет 0,005 веса вагонетки с грузом ? 2. Вес деревянного ящика 400 Н. Чтобы его сдвинуть с места, потребовалось приложить силу 200Н. Определите коэффициент трения. 3. Коэффициент трения между железной осью и бронзовым вкладышем подшипника без смазки равен 0,18. Сила, прижимающая вкладыш, Н. какова в этом случае сила трения? 4. Определите силу тяги, развиваемую тепловозом при равномерном движении по горизонтальному пути, если коэффициент трения 0,03, а сила давления тепловоза на рельсы 25 Меганьютонов 5. Брусок тянут по столу, прикладывая горизонтальную силу 1 Н. какова масса бруска, если он движется равномерно и коэффициент трения между бруском и столом равен 0,2? Вернуться к вариантам
Достаточный уровень 1.Действует ли трения на неподвижный автомобиль? 2. С каким максимальным ускорением может двигаться автомобиль, если коэффициент трения равен 0,3? 3. Деревянный брусок массой 2 кг тянут равномерно по деревянной доске, расположенной горизонтально, с помощью пружины жёсткостью 100 Н/м. Коэффициент трения равен 0,3. Найти удлинение пружины. 4. Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения равен 0,4 ? Вернуться к вариантам
Высокий уровень 1. На столе лежит стопка из 10 одинаковых книг. Что легче: сдвинуть пять верхних или вытянуть из стопки четвёртую сверху книгу? Ответ объяснить. 2. Тела массой 10 кг тянут по горизонтальной поверхности, прикладывая силу 50 Н, 2 направленную под углом 30 градусов к горизонту. Ускорение тела равно 3,5 м/с. Найдите коэффициент трения между телом и поверхностью 3. На обледеневшем участке шоссе коэффициент трения между колёсами и дорогой в 10 раз меньше, чем на необледеневшем. Во сколько раз нужно уменьшить скорость автомобиля, чтобы тормозной путь на обледеневшем участке шоссе остался прежним? 4. Груз массой 45 кг перемещается по горизонтальной плоскости под действием силы 294 Н, направленной вверх по углом 30 градусов к горизонту. Коэффициент трения груза о плоскость 0,1. Определить ускорение Вернуться к вариантам