LOGO ОблЦИТ, 2008 г. Интерактивная доска
Эволюция досок Меловая доска Флип-чарт Копи-доска Маркерная доска
Интерактивная доска Это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. 1 Экран для проектора 2 Маркерная доска 3 Интерактивный монитор (пульт управления компьютером) 4 Копирующая доска
Не требует специальных навыков Достаточно подключить интерактивную доску к компьютеру и проектору, чтобы получить возможность работать с изображением от любого источника. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков. Inter - взаимный аct - действовать
Используемые технологии резистивная матрица; сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии; электромагнитные волны; лазерная технология; оптическая технология.
Резистивная технология Резистивная технология основана на применении резистивных матриц и реализована в досках производства Smart и Polyvision. Резистивная матрица - это вмонтированная в пластиковую поверхность интерактивной доски сетка из двух слоев тончайших проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Таким образом, докладчик может использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Эта технология - сенсорная, она не требует применения специальных маркеров, не использует никаких излучений для работы и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета. SmartBoard
Оптическая технология Оптическая технология основана на использовании для считывания координат курсора (маркера или пальца) расположенных по углам доски миниатюрных цифровых видеокамер. При применении этой технологии существенно повышаются быстродействие и точность позиционирования курсора, увеличиваются функциональные возможности. Эта технология реализована в досках SmartBoard.
Инфракрасная и ультразвуковая технологии - снабжение поверхности доски инфракрасными и ультразвуковыми датчиками, определяющими положение маркеров и ластика. Пишущая часть маркеров вставляется в специальную оправу, взаимодействующую с датчиками. Инфракрасные и ультразвуковые датчики могут быть встроены в насадки, которые при креплении на обычную маркерную доску превращают ее в интерактивную. Недостаток технологии в том, что такие доски подвержены воздействию со стороны посторонних источников излучений. Инфракрасная и ультразвуковая технологии
Лазерная технология В основе лазерной технологии лежит использование двух инфракрасных лазеров, расположенных на верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер. Лазерные сканеры, принимая отраженный сигнал от нанесенных на маркерах ободков, определяют точное положение маркера. Эта технология используется в интерактивных досках компании Polyvision
Электромагнитная технология Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры. InterWrite ActivBoard
Прямой проекции ИД Обратной проекции
ИД прямой проекции. Проектор размещается перед ИД
ИД обратной проекции. Существуют также интерактивные насадки для плазменных мониторов, превращающие их в сенсорные плазменные экраны.
Интерактивный проектор
Встроенная в проектор функция интерактивной доски позволяет управлять компьютером при помощи электронного фломастера или указки. При установке дополнительного программного обеспечения появляется возможность выделять и сохранять пометки во время презентации. EIKI LC-XIP 2000
Особенности восприятия информации получают информацию через слуховой канал получают большую часть информации с помощью зрения получают большую часть информации через другие ощущения Визуалы Аудиалы Кинестетики Дискреты получают большую часть информации через анализ и рассуждения
Основные преимущества Совместима с программами для всех лет обучения Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с web- сайтами и другими ресурсами Предоставляет больше возможностей для обсуждения в классе, выработке коллективных решений Разнообразит занятия, способствует динамичному использованию ресурсов, повышает мотивацию
Преимущества для преподавателей Позволяет объяснять новый материал из центра класса Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений и web-ресурсов Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их Удобна при работе в большой аудитории Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся Делает занятия интересными и развивает мотивацию Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков Освобождает от необходимости записывать, благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала Позволяет использовать различные стили обучения, Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями
План и структура Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель.
Факторы эффективного использования Желание педагогов внедрять ИКТ Высокий уровень надежности и технической поддержки Удобное расположение доски Обмен идеями и ресурсами Время для подготовки, чтобы быть уверенными пользователями Использование доски и учениками, и преподавателями Доступ к интерактивной доске
Меры предосторожности Поворачивайтесь спиной к классу, когда пишете поверх проецируемого изображения. Отступите в сторону от интерактивной доски прежде, чем повернетесь лицом к классу. Попросите учеников не трогать проектор, так как он очень горячий уже через несколько минут после включения. Не используйте стул, чтобы ученики могли достать до доски. Для этого просто опустите ее. Следите за тем, чтобы дети не бегали вблизи напольных стоек.
Американский ученый П. Нортон Новые виды наглядности таят в себе возможности изменения способов мышления. Природа средств передачи информации влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе на мышление. Звуковое и наглядное представление информации создают модели узнавания, образы, обращены к чувственной стороне субъекта. Компьютерная среда представления информации формирует: склонность к экспериментам, гибкость, связность, структурность мышления.
Американский ученый С.Пейперт Наглядный образ представляет собой свернутое мыслительное содержание. Оперирование образами способствует интенсификации ассоциативных связей. Company Logo При решении проблемных ситуаций это приводит к более активному поиску системных связей и закономерностей. В целом широкие возможности визуализации посредством электронных средств обучения оказывают влияние на формирование образного мышления. С помощью электронных средств обучения возможна конкретизация знаний, которые усваиваются через овладение формальными операциями.
Высказывания исследователей 3/21/2013
Электронные средства обучения Company Logo обеспечивают формирование образного мышления и гармонизацию логического мышления помогают овладевать приемами и формами поведения в информационной среде способствуют формированию опыта творческой деятельности расширяют каналы восприятия информации являются средством формирования опыта деятельности в новой информационной среде позволяют формировать актуальный уровень информационной культуры
LOGO Инструменты интерактивной доски
Цвет Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма.
Записи на экране Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.
Аудио- и видео-вложения Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео- изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.
Drag & drop Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое. Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как: Соединение Классификация Группировка Сортировка Заполнение пропусков Упорядочивание
Примеры заданий для интерактивной доски
Вырезать и вставить Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эта возможность придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что- нибудь.
Страницы Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
Поворот объекта Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения.
Экранная клавиатура
ЭОР - ресурсы нового поколения ЭОР –контент (хранилище) - совокупность содержательных элементов, представляющих объекты и процессы, которые являются предметом изучения)
Примеры работы с ЭОР Информационный модуль Контрольный модуль Практический модуль ЭОР Биология
Подготовка материалов 3/21/2013
КШС, конструктор тестов
Уроки с компьютерной поддержкой 3/21/2013
Пример урока с интерактивной доской в начальной школе
Источники информации Использование drag & drop Использование подписей и выделения ЭОР См. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / Под ред. А.В. Петровского, Н.Н. Нечаева. М. Изд-во МГУ С.74. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.:Педагогика, С.31.