Художественное произведение (с точки зрения уровней) Текст Подтекст Неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста; скрытые ассоциации, основанные на повторе, сходстве или контрасте отдельных элементов текста; вытекает из контекста Контекст Законченное смысловое целое, определяющее звучание всего текста; конкретное содержание произведения, в пределах которого выявляется точное звучание слова или фразы Сверхтекст (интертекстуальность) Связь между текстовыми образами и внетекстовой реальностью (привлечение читателя к «досозданию» художественного мира произведения); смысл, который возникает помимо воли и замысла автора
Содержание художественного произведения Объективное Историческая действительность, воссоздаваемая автором с высокой степень правдивости. Концепция, содержательный компонент, свободный от тенденции, убеждений автора. Воплощение в художественном произведении типа миропонимания автора как человека своей эпохи, своего этноса и социального статуса Субъективное Тенденция, осмысленная оценка автором изображенной действительности, его идейно- эмоциональное отношение к ней (особенность: выражение мнений, суждений, убеждений автора в опосредованной форме, путем воссоздания жизненных ситуаций) Непосредственное Реальные факты человеческой жизни и конкретные жизненные ситуации, отображенные в произведении
Тема Круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности). Вечные Темы, общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков Темы отцов и детей; человеческого возраста; нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира… Национальные Темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика «Хожение за три моря» А. Никитина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина Исторические Фактор времени – «сверхтема»; все прочие явления жизни рассматриваются через призму истории «Мать» М. Горького, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого Внутрилитературные Искусства как такового (самопознание художника, процесс творчества, творческие искания) «Портрет» Н.В. Гоголя
Композиция Сюжетные элементыВнесюжетные элементы Пролог Своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко) Экспозиция Условия, которые вызвали к жизни конфликт (общий фон действия) Завязка действия Событие, с которого начинается действие благодаря которому возникают последующие события Развитие действия Ход событий Кульминация Решающее столкновение борющихся сил Развязка Положение, которое создалось в результате развития всего действия Эпилог Заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенном; это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия Вводные эпизоды (вставные) Не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемы в связи с протекающими сейчас событиями Лирические отступления (авторские: собственно лирические, философские и публицистические) Формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции) Художественное предварение Изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий Художественное обрамление Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл
Идея художественная Авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности (область художественных решений). Идея-вопросИдея-ошибкаИдея-ответ Значение произведения определяется остротой поставленных в нем проблем; их решение – вне произведения и зависит от времени, позиции читателя Ошибочный вывод писателя, сделанный им на основе рассмотренного материала Верное и глубокое освещение поставленной проблемы, ее анализ, выводы АвторскаяОбъективная Истолкование которое автор дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни; их субъективная оценка (может соответствовать и не соответствовать читательскому пониманию жизни; может быть прогрессивной и ограниченной) Объективное истолкование представленного в произведении писателем материала (богатство реального содержания может быть шире выводов, сделанных автором) Идея художественная (по содержанию) Отличается степенью глубины авторского понимания отраженных им явлений жизни Отличается мерой исторической правдивости «приговора», который автор «выносит» отраженному им явлению жизни
Идейный мир Художественная идея Авторское представление об идеале Система авторских оценок (авторская концепция)
Проблема Острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить для постановки разных проблем
Пафос Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (глубокое страстное чувство) утверждающим отрицающим оправдывающим возвышающим и т. д. Пафос может быть:
Виды пафоса ГероическийСтремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига ДраматическийЧувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека; сострадание персонажам, чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели ТрагическийВысшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает у читателей острейшее чувство сострадания и катарсиса (очищения через страдание) СатирическийНегодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной и частной жизни человека КомическийЮмор (насмешливое отношение к безобидным комическим противоречиям; смех, соединенный с жалостью) СентиментальныйПовышенная чувствительность, умиление, способность к сердечной рефлексии РомантическийВосторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу
Сюжет Форма воспроизведения общественно-социальных и индивидуальных конфликтов; динамичная сторона художественного мира В основе сюжета – художественный конфликт Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.