Из летописи «Слово о погибели земли русской» "О! Светло-светлая, красно- украшенная Земля русская наша! Дивное диво озёра твои, Потоки бурливые, реки, ручьи. Дубравами частыми славишься ты, И горы твои высоки и круты, Холмы зелены и просторны поля, О славная русская наша земля!..." "О! Светло-светлая, красно- украшенная Земля русская наша! Дивное диво озёра твои, Потоки бурливые, реки, ручьи. Дубравами частыми славишься ты, И горы твои высоки и круты, Холмы зелены и просторны поля, О славная русская наша земля!..."
Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь
Тема феодальной раздробленности Тема феодальной раздробленности Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий Тема ликвидации ордынского ига через собирание русских земель Тема ликвидации ордынского ига через собирание русских земель
Феофан Грек (ок после 1405), русский иконописец, мастер монументальной росписи. Родом из Византии. Работал на Руси во 2-й пол. 14 нач. 15 вв. Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, он органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.
Донская Богоматерь Преображение Донская Богоматерь Преображение
Успение Богоматери Столпник Успение Богоматери Столпник
Троица (1378 г.) Троица (1378 г.)
Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в гг. работает над фресками Спасо- Андронникова монастыря.
Троица (ок. 1411г.) Троица (ок. 1411г.)
Иоанн Предтеча Апостол Павел Иоанн Предтеча Апостол Павел
Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил
Вознесение (1408 г.) Спас (деталь) Вознесение (1408 г.) Спас (деталь)
Дионисий (ок.1440-после 1503) Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь) Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)
Богоматерь Одигитрия ( гг.) Богоматерь Одигитрия ( гг.)
Иконопись. Новгородская школа. Пророки Даниил, Давид и Соломон Пророки Даниил, Давид и Соломон
Битва Новгородцев с суздальцами Битва Новгородцев с суздальцами
Святой Никола Устюжское Благовещение Святой Никола Устюжское Благовещение
Спас Нерукотворный Святой Георгий Спас Нерукотворный Святой Георгий
Иконопись. Псковская школа. Богоматерь Умиление Борис и Глеб на конях Богоматерь Умиление Борис и Глеб на конях
Богоматерь Знамение Голова святого Богоматерь Знамение Голова святого
Распятие (1500 г.) Митрополит Алексей с житием Распятие (1500 г.) Митрополит Алексей с житием
Во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко душа народа, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались. Во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко душа народа, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались.
Тверь стал первым городом Северо- Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово- купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом. Тверь стал первым городом Северо- Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово- купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.
Храм Спаса-Преображения гг.
Церковь Николы на Липне под Новгородом (1292 г.)
Церковь Фёдора Стартилата на Ручью (1360 г)
Изборск
Крепость Орешек Копорье
Благовещенский собор Грановитая палата (1491 г.) Благовещенский собор Грановитая палата (1491 г.) ( гг.) ( гг.)
Московский Кремль к. XV в. Успенский собор ( гг.) Успенский собор ( гг.)
Фрески – музыка красок …