Раскрытие смысла слова в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» Автор презентации Кривоносов Виктор Михайлович, учитель высшей категории МКОУ Березовская СОШ. Абанского района. Заслуженный учитель Красноярского края.
Словесно – логический метод в учебно – воспитательном процессе в школе. Гончарук Анатолий, основатель этого метода. В 1990 годах он работал в Красноярском институте усовершенствования учителей. Он утверждал, что все методы основываются на памяти, а словесно- логический на мышлении. Память имеет предел, мышление не имеет предела. И понятия нужно формировать исходя из смысла слова. На каждом уроке целесообразно использовать словесно-логический метод, в сотрудничестве с другими методами. Эффект будет большой и качество знаний повысится на порядок.
Люди придумывая новые слова, закладывали определённый смысл слова в них. Определённую информацию несёт часть слова, или даже буква. Например: слово «воробей», «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «свобода».
При изучении смысла слова необходимо учитывать иностранное оно или русское. Иностранные слова: «евангелие», «христианство», «религия», «дисциплина», «демократия», «светская». Русские слова образованные до введения Христианства на Руси: «радуга», «культура», «воздух». Русские слова образованные после введения Христианства на Руси: «воспитание», «образование», «православие», «покаяние», «исповедь», «Богослужение», «послушание», «причастие», «водосвятье», «крещение», «бдение», «смиренномудрый», «кроткий», «воскресение».
Слова со скрытым смыслом слова и нуждаются в уточнении раскрытия их смысла. «РЕЛИГИЯ» - это учение, посланное людям самим Богом, его сыном, ангелами, пророками и святыми людьми, помогающее человеку вести правильный, здравый образ жизни на Земле среди людей и природы, и защищает человека от воздействия не видимых дьявольских сил зла – духов тьмы, через соответствующие таинства. «Дисциплина». «Духовность». «Душевность»
Слова со скрытым смыслом слова и нуждаются в уточнении раскрытия их смысла. «Благоволение», «любовь», «добродетель»,- реализуются в жизни в следующей последовательности: Добромыслие, доброчувствие, доброжелание, добрословие, доброделание, терпение смиренномудрое, прощение материнское, вразумление ласковое, наказание посильное мудрое.
Можно выделить следующие этапы усвоения информации учащимися. На 1 этапе формируются представления. На 2 этапе формируются понятия. На 3 этапе формируются убеждения. На 4 этапе формируются действия; развивающие навыки и практические действия в современной жизни, на основе полученной информации.
Почему вынуждены ввести в школе курс «Основы религиозных культур и светской этики». В Российской империи была мораль религий. В СССР, главной была светская мораль: моральный кодекс строителя коммунизма, в школе; октябрятская, пионерская, комсомольская организации. В новой России после 1990 годов, официально нет ни какой серьёзной морали. И общество наше живёт не по свободе, а по вседозволенности. Вынуждены вернуться к морали периода Российской империи. А почему бы не взять положительное в СССР в области воспитания.
Как в прежние времена дети запоминали церковно – славянские буквы, здесь заложен глубокий поучительный и даже тайный смысл. А-аз, Б-буки, В-веди, Г-глаголь, Д-добро, Е-есть, Ж- живёте, S-зело, З-земля, И-иже, I-и, К-како, Л-люди, М-мыслите, Н-наш, О- он, П-покой, Р-рцы, С-слово, Т-твёрдо,У-ук, Ф-ферт, и т. д.