Русская культура в Х – начале Х III в.
Города – центры культуры. О чагами развития культуры на Руси были города, количество которых рос ло с каждым десятилетием. В городах открывались школы. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важными духовными и культурными центрами. В городах значительно развивалось ремесло, появились мастера самых различных специальностей.
Архитектура. Живопись. В Киеве ещё в середине Х в. появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные церкви. В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева и Новгорода, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор Владимира, и многие другие архитектурные сооружения. Живопись представлена иконами и фресками. Иконы писались на дере- вянных досках. Расписывая красками сырую штукатурку в зданиях, художники создавали фрески. Мастерство художников было очень высоко. Икона – изображение бога или библейского героя. Фреска – расписанная красками сырая штукатурка в зданиях. В городах процветало художественное ремесло. Мастера золотых и серебряных дел украшали оружие, рукописные книги, столовую утварь, одежду, и создавали красоты драгоценных украшений: серьги, монисты. кокошники со спускающимися золотыми цепями и др.
Летописи В каждом крупном княжеском городе велась летопись, в которую записывались происходящие события. Летопись – запись исторических событий по годам Летописи являются исключительно важным историческим источником: они сообщают нам сведения особытиях и исторических деятелей. И нтересным выразителем надежд служилого человека (дворянина) был Даниил Заточник, написавший в самом конце XII в. письмо с просьбами новгородскому князю. «Моление Даниила Заточника» состоит из искусно подобранных мудрых изречений из Библии и других книг.
Поэзия. «Слово о полку Игореве». Самым значительным поэтическим произведением Древней Руси стало «Слово о полку Игореве», написанное примерно в 1185 г. С 1180 по 1185 г. половецкий хан Кончак ежегодно приводил на Русь огромные полчища степных кочевников. Игорь снова решил выступить самостоятельно, но был разбит, взят в плен, а победивший Кончак пошёл на Киев. Русские воины мужественно сражались, но один из князей вдруг вывел свои дружины из боя. Из-за этого Кончак не был разбит, а только отогнан обратно в степи и мог в любой момент напасть. Игорь в это время бежал из плена и прибыл в Киев просить помощи. Именно тогда «Слово о полку Игореве», по-видимому, было зачитано на съезде князей. Любимый образ автора – сокол, быстрая, зоркая птица, поднимающаяся на большую высоту.
Термимны Иконы Фреска Скоморохи Летопись
Даты Начало XII в.
Вопросы Какие очаги развития культуры были на Руси? Чем подтверждается грамотность горожан? Что говорит о широком применении письменности? Какова главная мысль,,Слова о полку Игореве?