Нравственные ценности, отражённые в культуре Древней Руси
Виктор Васнецов «Крещение Руси»
Софийский собор в Киеве (11 век)
Церковь Покрова -на –Нерли (1165 год) Светлой каменной песней называют храм Покрова-на- Нерли. Предание рассказывает, что Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский посвятил этот храм своему сыну Изяславу – в память о нем. Это маленькое, изящное здание стоит на небольшом холме. Во время весеннего разлива вода подступает к самым стенам церкви – и тогда над водной гладью парит ослепительно сверкающий белизной легкий однокупольный храм, словно свеча, ясная и светлая.
Золотые ворота во Владимире
Богоматерь Владимирская (начало 12 века) Икону «Богоматерь Владимирская» можно назвать песней материнства. Этот иконописный тип, с его светлой печалью, получил название «Умиление». Богоматерь Владимирская – не столько Святая, сколько Женщина, Мать, безмерно любящая своё дитя. Это образ благородной материнской скорби, сопряженной с благостным умилением, мудрым пониманием предначертанного ее Сыну. Страдание не проявлено внешне – оно в душе, в глазах, в нежном жесте рук, привлёкших к себе Сына. Это тихое, кроткое страдание, которое позже мы ощутим в русской литературе.
Святой Георгий (12 век) Святой Георгий – покровитель Москвы – становится воплощением силы и мощи власти, ее мудрости и надёжности. Спокойно смотрят большие, широко раскрытые глаза; в руках меч как символ княжеской власти, той власти, которая может и должна объединить Русь, защитить ее от внешнего и внутреннего хаоса.
Андрей Рублёв Спас е годы Икона
На этой картине В. М. Васнецова (1919) изображён инок Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет» Нестор – летописец.
Андрей Рублёв. Святая Троица. Икона
Святой Сергий Радонежский
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Женское, светлое, лирическое начало воплощено в храме Покрова-на-Нерли, а в «Слове о полку Игореве» - в образе Ярославны, жены Игоря. Трогательная печаль ее мольбы о спасении любимого, обращенная к силам природы, созвучна представлениям древних русичей о живительной силе любви.
«Спас Нерукотворный» (12 век) - облик Христа как Человека и Бога. Спас – Спаситель – соединяет суровость и милосердие, высшую мудрость и недоступное человеку самоуглубление, благородство и покой. Сияние и выразительность лика подчеркиваются колоритом иконы, в котором главные цвета – чёрный и золотой.
Не случайно образ Спаса Нерукотворного был на стягах древнерусских воинов (картина А.Жабского «На половецкие степи»).
Князья Борис и Глеб. Икона 1340-е гг.
Всмотритесь еще раз в эти удивительные произведения искусства мастеров Древней Руси
Эти каменные свечи напоминают нам о красоте и гармонии человека и природы Гармонию и лад воплощает церковь Покрова-на-Нерли: арки уравновешивают горизонталь и вертикаль, каменные резные изображения оказываются изящным кружевом, вытянутые вверх пропорции создают эффект особой лёгкости, устремленности к небу. Православные храмы возводились обычно на крутом берегу реки или холме, а потому были видны издалека и словно возносились над миром, одновременно оставаясь гармонично в него вписанными.
Их тихое, скромное благородство говорит нам о самом главном, сущностном, на чём держится века и будет держаться человеческая жизнь… Чёткие и простые формы, ясность и одухотворённость, изящество и строгость – таков идеал красоты в 12 веке. Высокий купол церкви Параскевы Пятницы устремлён ввысь и словно выражает в камне Главную идею «Слова о полку Игореве» - идею единения под началом Бога и верховного князя.
О мужественной силе, в которой нет агрессии и которая основывается на любви к родной земле и родным людям
Эти белые корабли неслышно плывут во Вселенной
о едином мире, о благословении жизни
о красоте, которая неразрывно связана с духовностью, а потому «негромкая», светлая
Собор Василия Блаженного (храм Покрова) в Москве