Традиция иконописи на Руси
Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские, болгарские, армянские, грузинские влияния Сирийские, коптские, сербские, болгарские, армянские, грузинские влияния Народные традиции этих народов Народные традиции этих народов Отдельные монастыри создают свои традиции (Афон, Никея, Афины, Салоники…) Отдельные монастыри создают свои традиции (Афон, Никея, Афины, Салоники…) Древнерусское чувство красоты Древнерусское чувство красоты Новгород, Ростов, Москва, Псков… Новгород, Ростов, Москва, Псков…
Что такое ИКОНА? -Икона – священный предмет церковного искусства -Икона – это книга о вере, «богословие в образе» -Икона – образно выраженная молитва -Икона – окно в духовный мир, мир горний -Икона – святой образ, изображение, в котором за красками, нанесенными в определенной системе приемов, присутствует некое таинство -Икона – Путь Благодати
Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но как они похожи, потому что иконописцы работали в каноне - строгом следовании выполнения всех правил и норм написания образа
Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси (кальки с контурами лика)
Определенная последовательность нанесения красочного слоя
Каждая деталь в иконе имеет символику, на первый взгляд непонятную. Перстосложение несет в себе имя Христа Ic - Хс
Строгость, покой, молчаливая созерцательность, умиротворение
В начале 15 в. в Москве жил «преславный мудрец, философ, хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных – более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе (Феодосия), и в Великом Новгороде, и в Нижнем». Для самого же Епифания Феофан написал красками «изображение великой святой Софии Цареградской». Феофан Грек
Единственная дошедшая до нас его работа, имеющая точное документальное подтверждение, – росписи церкви Спаса Преображения на Ильине-улице (в Новгороде Великом). Летописи указывают также, что в московском Кремле Феофан украсил фресками церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря, Архангельский собор (1399) и Благовещенский собор, однако все эти работы не сохранились. С его именем принято связывать иконы Благовещенского собора, иконы Преображение из Переяславля Залесского (1403) и Богоматерь Донская из Коломны (с Успением на обороте, 1380).
Замечательные фрески храма Спаса-на-Ильине – эталон, по которому судят об искусстве греческого мастера. Эти образы полны впечатляющего внутреннего драматизма; свободно и живописно наложенные краски подчинены общему приглушенному тону, на фоне которого яркие, контрастные пробелы кажутся вспышками неких духовных молний, что прорезают сумрак материального мира, озаряя святые лики и фигуры Феофан Грек
Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей и оказало плодотворное влияние как на современников Феофана, так и на последующие поколения русских художников. Феофану приписывают большинство икон доисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий". Феофан Грек
Андрей Рублев. Спас Вседержитель
Мастерская Дионисия. Архангел Гавриил 1502