ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением и в тишине великой соверши ее. Архимандрит Пахомий
Повесть временных лет И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали…: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба у них лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Собор святой Софии в Новгороде гг.
Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии в Константинополе
Успенский собор Московского Кремля гг. Интерьер.
Успенский собор во Владимире гг.
Богоматерь Владимирская
Интерьер Успенского собора Московского Кремля
Иконы Древней Руси.aviИконы Древней Руси.avi
Андрей Рублев. Троица
Икона – это святой образ. Соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Икона продолжает пространство храма. Обратная перспектива. Время не имеет ни начала, ни конца. Важен элемент предстояния, индивидуальной встречи, взоры святого всегда направлены на предстоящего перед ним. «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.
Конец XIV – начало XVI вв. называют золотым веком Древней Руси
Феофан Грек. Богоматерь. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. Фрагмент. Конец XIV в.
Феофан Грек. Богоматерь Донская. Икона. Фрагмент е гг. Третьяковская галерея, Москва
Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. Фрагмент. Конец XIV в.
Росписи Феофана Грека полны экспрессии и трагического пафоса, обилие темного цвета и суровость образов отражают интенсивные духовные поиски.
Андрей Рублёв. Апостол Павел. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублёв. Апостолы в композиции «Страшный суд». Фреска Успенском собора во Владимире г.
Андрей Рублёв. Архангел Михаил. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва.
Андрей Рублёв. Спас. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры гг. В 1548 г. к собору был пристроен одноапсидный Никоновский придел.
Андрей Рублев. Троица
Искусство Андрея Рублева характеризуется гармоничным рисунком, мягким и светлым колоритом, созерцательностью. Андрей Рублев выразил в «Троице» идею божественной любви.
Дионисий. Митрополит Алексий с житием. Икона из Успенского собора Московского кремля. Конец XV в.
Дионисий. Роспись южного свода Рождественского собора Ферапонтова монастыря г.
Дионисий воспел образ Богоматери. В его работах можно отметить удлиненные пропорции и светлый праздничный колорит. Творчество Дионисия окрашено прежде всего лиризмом и утонченной красотой.
Как переводится слово «икона»? а) «доска»; б) «образ»; в) «вседержитель».
Какая византийская икона является самой почитаемой святыней на Руси? а) Владимирская икона Богоматери; б) икона Христа Пантократора 1363 г; в) икона Святого Дмитрия Солунского.
Соотнеси: 1. Андрей Рублев. 2. Дионисий. 3. Феофан Грек. а) обилие темного цвета, экспрессивность; б) гармоничный рисунок, мягкий и светлый колорит, созерцательность; в) удлиненные пропорции, светлый праздничный колорит.