МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ второго поколения
Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем
Как было… УЧИТЕЛЬ УЧЕБНИК УЧЕНИК Низкий уровень Базовый уровень
От образовательного стандарта XX века до стандартов второго поколения XXI века Стандарты второго поколения (приняты МО и Н РФ в сентябре 2009) Учебный план Содержание программ: 1) содержание знаний 2) планируемые результаты обучения 3) программа внеурочной деятельности Приоритет: гармоничное развитие личности, обеспечивающее возможность и готовность учащихся к самообразованию ( к самостоятельному приобретению ЗУНов) 2004 Стандарты первого поколения Базисный учебный план ( ИНО со 2 кл., техноло- гия – практика работы на компьютере с 3-го класса) Содержания программ: 1) содержание знаний 2) требования к уровню подготовки выпускников в двух формах: (а)содержание как объект контроля и оценки, (б)содержание как объект изучения, но не контроля и оценки) Приоритет: формирование общеучебных умений и навыков ЗУНы – средства для детского развития, а не цель начального и дошкольного образования 1998 Образовательные стандарты 1) Основная цель: формирование ЗУНов 2) Базисный учебный план Содержания программ: 1)содержание знаний (перечень тем) 2) требования к уровню подготовки выпускников Приоритет: 1) Воспроизводить ЗУНы (воспроизводить по памяти) 2) Применять знания Решать учебные и практические задачи
Цель Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
Новации, связанные с внедрением стандарта Развитие умения и способности учиться как основы образования на протяжении жизни Воспитание учащихся как требование к результату образования Государственное регулирование вопросов охраны здоровья Разгрузка учащихся
Как будет… УЧИТЕЛЬ УЧЕБНИК КОМПЬЮТЕР РЕСУРСЫ INTERNET
Начальная школа (начальная ступень образования) – начало ХХI в. Образовательные модели Традиционная (обновленная) Система Л. В. Занкова Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова Комплекты учебников «Начальная школа ХХI века» ( под ред. Н. Ф. Виноградовой) «Гармония» (под ред. Н. Б. Истоминой) «Классическая начальная школа» «Перспективная начальная школа» «Планета знаний» (под ред. И. А. Петровой «Школа России» Система «Школа 2000…» « Школа 2100…» …
Некоторые особенности систем Система Л.В.Занкова – достижение оптимального общего развития младших школьников – для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. – в результате учения ребенок должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению – методика максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Образовательная система Школа 2100 – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз - идеи педагогики здравого смысла(принцип минимакса, природосообразные образовательные технологии).
Новая цель – через чтение научить людей общаться друг с другом, постоянно приобщаясь к культурному наследию человечества. Первыми осуществили обновление содержание литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Новая технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая учит общаться с автором через текст, вычитывать его смыслы и определять свое отношение к прочитанному.. Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Классы:
Авторский коллектив учебников «Моя Математика»: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., Рубин А.Г. и др. Органично соединены два направления: тренировка вычислительных навыков и обеспечение развития математического мышления. Одна из главных целей – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у ученика прямо сейчас. Новое в содержании: 1) Обучение решению нестандартных задач (прямо в учебнике); 2) Элементы стохастики (комбинаторика, вероятность, статистика) Классы:
Руководитель авторского коллектива -доцент ВАХРУШЕВ Александр Александрович Впервые реализована новая цель – научить объяснять весь мир, через создание его целостной картины, систематизируя как непосредственный так и «телевизионный» опыт ребенка Научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?» Научить этике общения с окружающим миром (экологическое мышление) Классы: Классы: 5. Классы:
Единство комплекта учебников «Школа 2100» Единый авторский коллектив – совет координаторов направлений Интеграция предметов через: - цели (каждый предмет работает на общеучебные умения ) - методику (единая структура уроков) и содержание - интегрированные пособия (дневники, летние тетради) Преемственность - неразрывность цепи задач при переходе от одной образовательной ступени к другой
Некоторые особенности УМК УМК Гармония (науч.рук. Н.Б.Истомина) Создана объединением авторов во главе с Н.Б.Истоминой, разделяющих общую образовательную цель – развитие личности ребенка. УМК Начальная школа ХХ1 века (науч.рук. Н.Ф.Виноградова) Учебные издания реализуют концепцию Начальная школа ХХ1 век, разработанную под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Она отражает современные педагогические идеи развития личности, деятельностный подход в обучении. Направлена на формирование учебной деятельности у младших школьников. УМК Школа России (под ред. А.А.Плешакова) Авторы почти всех учебных предметов комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Их переработанные учебники сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями, развивающего характера. УМК Классическая начальная школа В комплект объединились авторы, зарекомендовавшие себя долгими годами апробации своих учебников и методик, отражающих требования новой школы в сочетании с классическими наработками.
Характеристика изменившихся требований к УМК 1.УМК должен стать средством организации жизненного пространства школьника, способом создания его первой научной картины мира. 2. УМК должен стать инструментальным для самого ученика, способом организации обучающего пространства. 3. УМК должен содержать механизмы выхода за собственные рамки в поле других источников информации (справочники, дополнительная литература, общение в учебных и бытовых ситуациях со сверстниками, учителями, родителями, учеными, взрослыми).
4. УМК должен быть автономным, позволяющим как сильному, так и слабому ученику (насколько это возможно в поле учебной деятельности) самостоятельно продвигаться в получении информации. 5. Каждый компонент УМК должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги)
Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности (примеры) Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения