Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа 2 Белгородского района Белгородской области» Шевченко Людмила Николаевна
Актуальность: обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Причины школьных болезней: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.
Главная цель работы педагога создании здоровьесберегающего образовательного заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.
Задача оздоровления имеет три аспекта: 1.Воспитательный. 2. Обучающий. 3. Оздоровительный. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает в конечном счёте здоровье и информированность.
Направления по оздоровлению школьников : I. профилактика и коррекция нарушения зрения; II. психогимнастика; III. организация режима учебного процесса; IV. комплекс общеоздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения); V. ароматотерапия.
Применение образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности: личностно-ориентированного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; дифференцированного обучения; технология дифференцированного обучения; проблемного обучения; технология проблемного обучения; диалогового обучения; технология диалогового обучения; рефлексивного обучения; технология рефлексивного обучения; педагогика сотрудничества; педагогика сотрудничества; игровые игровые технологии.
Элементы здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Тренинг – настрой в начале урока решает несколько задач: Стали ровно, подтянулись, И друг другу улыбнулись. 1. С самого начала включает в работу; 2. Создается ситуация успеха; 3. Исчезает барьер в общении между учителем и учащимися.
Пальчиковые игры помогают: подготовить руку к письму; развить внимание, терпение; стимулировать фантазию; активизировать работу мозга; научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика помогает: снять физическую и психоэмоциональнуюнапряжённость; тренировать вестибулярный аппарат; развить зрительную координацию; укреплять глазные мышцы; развить зоркость и внимательность; улучшить зрение.
Точечный массаж помогает: проводить профилактику простудных заболеваний; закаливанию детей; научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения; обучить навыкам проведения точечного массажа.
Мышцы шеи раз, два, три, Справа, слева разотри. Мышцы шеи раз, два, три, Справа, слева разотри. Где седьмой мой позвонок? Где высокий бугорок? Раз виток и два виток, Правлю нервный я поток.
Релаксация помогает: снятию стресса; расслаблению мышц; снятию усталости; восстановлению работоспособности.
Дыхательная гимнастика помогает: укреплению дыхательной мускулатуры; уменьшению заболеваний дыхательной системы; повышению общей сопротивляемости организма, его тонуса, улучшению нервно- психического состояния.
Физкультурные минутки помогают: снять усталость, напряжение; ослабить утомление на уроке; проводить профилактику нарушения осанки; поддерживать работоспособность, активное внимание.
Здоровье глазами детей.
Встречи и беседы с медицинским работником.
Классный час «Правильное питание – залог здоровья».
Прогулки и игры на свежем воздухе.
Вывод: Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности; приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; достигается через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Результаты здоровьесбережения:
Создание здоровьесберегающего пространства не только улучшает здоровье детей, но и способствует повышению качества обучения и воспитания младших школьников. А здоровый ребёнок – это хороший ученик!
Вывод: внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к: снижению показателей заболеваемости детей; улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах; повышению качества обучения и воспитания младших школьников; активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Результаты обучения и воспитания:
Спасибо за внимание!