Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников Перминова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ 4
Федеральный государственный образовательный стандарт «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Формирование исследовательских навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся.
Модели организации исследовательской деятельности: «модель проектов» - мини- проекты, проект «Наш школьный двор»; модель формирования индивидуальных образовательных траекторий – программа «Ступени»; модель исследовательских тренингов в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Проект «Наш школьный двор» Задача проекта: создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира школьного двора
Функции проекта: познавательная; развивающая; духовно-нравственная; функция социального закаливания; функция гражданского становления личности; функция проектирования собственной деятельности. Проект «Наш школьный двор»
Исследование «Деревья нашего двора»
Проект «Наш школьный двор» «Тропинка здоровья»Подвижные игры
Проект «Наш школьный двор» Экскурсия - исследование «Первые вестники весны в нашем дворе»
Проект «Наш школьный двор» Конкурс «Кормушка для пернатых друзей»
Моделирование «Школьный двор моей мечты»
Программа «Ступени» направлена на формирование основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Модель формирования индивидуальных образовательных траекторий
Задачи: развитие исследовательских способностей, как творчества; формирования навыков самостоятельных исследований; освоение практики презентации результатов собственных исследований. Программа «Ступени»
«Тренинг» - специальные занятия по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска; «Исследовательская практика» - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов; «Мониторинг» - организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (презентация исследовательских работ и творческих проектов) Разделы программы «Ступени»
Формы реализации программы «Ступени» игры; конкурсы; предметные недели; эксперименты; экспресс – исследования; экскурсии; коллективные занятия; научно-исследовательская конференция; декада науки и творчества.
Работа в группах Экспресс – исследование «Деревья осенью»
Результатом освоения программы «Ступени» является формирование основных умений и навыков исследовательского поведения: видеть проблемы; давать определения понятиям (описывать, характеризовать, обобщать, различать); классифицировать предметы и явления внешнего мира; наблюдать поведение людей и животных, сходство и различие предметов; проводить эксперименты с реальными объектами; делать умозаключения и выводы по аналогии; структурировать текст; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Юные исследователи
Исследовательский тренинг – это занятие по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска, он непродолжителен по времени и может проводиться на уроке или на внеклассном занятии Исследовательские тренинги
на развитие навыков смыслового чтения справочной литературы (тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами); формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты; обучение детей логическим действиям. Для каждой темы учебного курса разработаны исследовательские задания. Исследовательский тренинг направлен:
Исследовательский лист: Тема «Воздушный транспорт», 2 класс Запиши своё имя:_________________________________________ 1.Запиши виды воздушного транспорта в порядке их изобретения человеком:___________________________________________________ 2.Когда и кем был изобретён воздушный шар? Как он был назван? Кто были его первые пассажиры? Какие недостатки имел воздушный шар?________________________________________________________ 3.Чем аэростат отличался от воздушного шара?______________________ 4.Как люди усовершенствовали аэростат, как превратили его в дирижабль___________________________________________________ 5.Кто и когда изобрёл планер?____________________________________ 6.Кто и когда изобрёл самолёт?___________________________________ 7.Кто первым побывал в космосе? На чём? Когда произошло это событие? Как называлось транспортное средство?__________________ 8.Какими источниками информации ты воспользовался?_______________
Проведение входной самооценки Анкетирование «Моё исследование» Анкетирование «Мои исследовательские планы» Мониторинг исследовательской деятельности
Анкета «Моё исследование» 1.С чего началось ваше исследование?_______________________ 2.Какая возникла проблема?_________________________________ 3.На какие вопросы вы начали искать ответы?__________________ 4.Какая возникла гипотеза?__________________________________ 5.Какие способы вы выбрали для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проверить гипотезу?___________________ 6.В какой последовательности работали с источником информации?____________________________________________ _ 7.Как собирали материал? Как фиксировали? Какими источниками информации пользовались?__________________________________ 8.Как готовились к докладу?____________________________________ Спасибо за участие в анкетировании!
1. Какую тему вы выберете для нового исследования?_______________________________________________ 2. С чего начнёте свою работу?____________________________________ 3.На какие вопросы будете искать ответы?_________________________ 4.Есть ли у вас уже какие –то гипотезы?___________________________ 5.Какими способами воспользуетесь, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?______________________________________ 6.В какой последовательности вы будете использовать источники информации?С каким источником предпочтёте работать в первую очередь? Во вторую?_________________________________________ 7.Как будете фиксировать полученный результат?__________________ 8.Как будете готовиться к предъявлению своей работы?_____________ Спасибо за участие в анкетировании! Анкета «Мои исследовательские планы»
Образовательное пространство Для юных исследователей
Результативность участия обучающихся в региональных, Всероссийских Международных конкурсах и проектах
Наши победы