Виды и модели государственного регулирования экономики 1.Американская модель 2.Японская модель 3.Немецкая модель 4.Шведская модель 5.Французская модель 6.Южно-корейская модель 7.Китайская модель
Основные виды регулирования - экономический либерализм, экономический дирижизм и несколько моделей ГРЭ. Экономический либерализм (лат.- свободный) - система социально-экономических отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму. Экономический дирижизм (лат. - руководящий) предполагает значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны.
Существующие рыночные системы и направленность их развития зависят: -от географического положения; -от наличия природных ресурсов; -от исторических условий развития; -от традиций населения и его обычаев; -от уровня развития производительных сил; -от социальной направленности общества.
Общие черты экономических условий хозяйствования: Общие черты экономических условий хозяйствования: -наличие многообразных форм собственности; -преобладание свободных цен на товары и услуги; -развитая система свободной конкуренции; -распространение предпринимательской деятельности; -определенная система государственного регулирования экономики.
Американская модель. Эта модель получила название "либеральная модель капитализма". Ее характерными особенностями являются: -малый удельный вес государственной собственности; -минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики; -всемерное поощрение предпринимательства.; -резкая дифференциация на богатых и бедных; -большое различие на уровне заработной платы, составляющее 110- кратный разрыв между главой фирмы и служащими; -приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Японская модель. К основным чертам японской модели относятся: -высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики; -составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.; -широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений; -незначительное различие на уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими; -социальная направленность модели.
Немецкая модель Близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Отличительными особенностями немецкой модели являются: -сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем; -Германия одна из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности; -в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия; -различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцати трехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.
Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
Французская модель. Не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование. Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южно-корейская модель. Отличительной особенностью южно-корейской модели является сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги: -планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган - Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка;
Южно-корейская модель -в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей; -регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.
Китайская модель. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали "смешанную модель". Сущность ее состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон - государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование - на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели "Централизованной плановой экономики" к модели "Социалистической плановой товарной экономики", сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным, и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.
Уровень государственного регулирования Уровень государственного регулирования наиболее ясно характеризуется долей ВВП, перераспределяемой через совокупный бюджет и внебюджетные фонды. В Японии и США этот показатель составляет 35-40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде – около 50%, в Швеции и Норвегии - свыше 65 %. Уровень государственного влияния в экономике страны характеризуется показателем доли государственной собственности. Так, в государственном секторе стран Европейского Союза работает более 10% всех занятых, на него приходится примерно 13% вновь созданной стоимости и почти 20% капиталовложений.