Тема презентации: Отчет по результатам маркетингового исследования Определение эффективности проекта по финансовой грамотности II ВОЛНА (по окончании проекта) Маркетинговое исследование подготовлено компанией Market Capital Solutions (MARCS) по заказу Фонда «Народная Инициатива» Декабрь 2008
Оглавление Методология исследования3 Социальный портрет респондентов6 Финансовая грамотность и практика инвестиций респондентов11 Узнаваемость бренда «Финам»14 Основные выводы17 Определение финансовой грамотности и узнаваемости бренда «Финам»
Методология Цель исследования Определение финансовой грамотности и узнаваемости бренда «ФИНАМ». Объект исследования Жители исследуемых городов. География исследования Москва, С.-Петербург, Н.Новгород, Екатеринбург, Казань, Саратов, Краснодар, Красноярск, Омск, Оренбург. Основные задачи исследования 1. Проведение интервью по предоставленной Заказчиком Анкете; 2.Обработка полученной информации (внесение полученных данных в формат SPSS/Excel); 3.Составление сводных таблиц согласно полученным данным
Методология исследования Количественный опрос Цель – определение финансовой грамотности и узнаваемости бренда «Финам». Метод опроса – личное уличное формализованное интервью по структурированной анкете. Продолжительность опроса – не более 10 минут. Места опроса: центральные улицы города. Опрос проводился в 2 волны. 1 волна исследования – сентябрь 2008 года, 2 волна – декабрь 2008 года. Респонденты – жители города в возрасте от 25 до 65 лет. Объем и структура выборки: Контроль качества (стандарт ESOMAR) Проверка не менее 25 % анкет каждого интервьюера по телефону или повторным посещением респондента. Логическая проверка 100% анкет. Отслеживание ошибок каждого оператора (кодировка и перевод данных в электронный вид). МоскваС.-ПетербургН.НовгородЕкатеринбургКазаньСаратовКраснодарКрасноярскОмскОренбургВСЕГО
Социальный портрет респондентов Определение финансовой грамотности и узнаваемости бренда «Финам»
Социальный портрет респондентов Пол, % Женщины Мужчины 1-ая волна2-ая волна Возраст, % 1-ая волна2-ая волна Возраст и пол были опрашиваемых были заданы квотами исследования. Среди опрошенных как в первой, так и во второй волне преобладают люди с высшим образованием Образование, % 1-ая волна2-ая волна Высшее (полное и неполное) Среднее специальное Среднее Неполное среднее и ниже 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва3005,72995,7 Регионы4524,6458 4,6
Социальный портрет респондентов Род деятельности, % Руководители подразделений, специалисты Рядовые рабочие, служащие, технические исполнители Учащиеся, студенты Частные предприниматели Первые руководители предприятий, замы, главные специалисты Пенсионеры, инвалиды Занятые домашним хозяйством Безработные Затруднились ответить Другое 1-ая волна2-ая волна По социальному положению доминируют руководители подразделений, квалифицированные специалисты, а также служащие, технические исполнители и рабочие. В Москве во второй волне приняло участие чуть большее число руководителей высшего уровня: первые руководители предприятий, заместители и главные специалисты. 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва3005,72995,7 Регионы4524,6458 4,6
Социальный портрет респондентов Материальное положение, % Мы едва сводим концы с концами На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения Денег хватает на продукты и одежду Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования Мы можем себе позволить приобретение квартиры Затруднились ответить 1-ая волна2-ая волна 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва3005,72995,7 Регионы4524,6458 4,6 Субъективная оценка материального положения опрошенных существенно снизилась по сравнению с результатами первого этапа исследования. Так в Москве порядка 50% и 42% в регионах, оценивают свое материальное положение как довольно ограниченное, утверждая, что денег им хватает только на питание и одежду. В то время как в прошлой волне доля таких людей была значительна ниже (23% и 39% соответственно). Также возросло число тех, кому денег хватает исключительно на продукты питания. При этом доля тех, кто без труда может себе позволить вещи длительного пользования в Москве, например, уменьшилась с 70% до 35%. Значение статистически значимо ниже, по сравнению с 1 волной Значение статистически значимо выше, по сравнению с 1 волной
Финансовая грамотность и практика инвестиций населения Определение финансовой грамотности и узнаваемости бренда «Финам»
Финансовая грамотность и практика инвестиций населения Что означает понятие «финансовая грамотность», % Умение грамотно сохранять и преумножать собственные финансы Умение экономить Знание финансовых терминов Узко специализированные навыки Платеж по кредиту Отчисления в счет пенсионного страхования Финансовые инвестиции Есть ли в ваших статьях распределения бюджета следующие пункты, % Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа, в связи с этим сумма ответов может превышать 100% 1-ая волна2-ая волна 1-ая волна2-ая волна 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки,% Объем выборки Ошибка выборки,% Москва3005,72995,7 Регионы4524,64584,6 Во второй волне в регионах существенно возросла доля тех, кто часть своего семейного бюджета тратит на выплаты в счет пенсионного страхования. Остальные статьи расходов практически не изменились. Большая часть опрошенных считает, что понятие финансовая грамотность означает умение сохранять и преумножать финансы. На втором месте – определение «умение экономить» Значение статистически значимо ниже, по сравнению с 1 волной Значение статистически значимо выше, по сравнению с 1 волной Нет таких статей в бюджете 56,0% (Москва)52,5% (Москва) 55,5% (Регионы)48,9% (Регионы) 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки,% Объем выборки Ошибка выборки,% Москва3005,72995,7 Регионы4524,64584,6
Финансовая грамотность и практика инвестиций населения Готовы ли Вы пройти обучение эффективному сохранению и преумножению финансов платно, % Не готовы Готовы Должно ли обучение правильному распределению и преумножению финансов быть, % Платное Бесплатное 1-ая волна2-ая волна 1)Вопрос предполагает ответ только тех респондентов, которые готовы заплатить за обучение, поэтому объем выборки может быть меньше, чем в других вопросах 2)Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа, в связи с этим сумма ответов может превышать 100% 1-ая волна2-ая волна В сравнении с результатами первого этапа исследования в регионах существенно снизилась доля людей, готовых пройти обучение финансовой грамотности платно. Если при первом замере их было 52,4%, то при повторном – 38,4%. В Москве сохранилась изначальная тенденция, все изменения в пределах ошибки выборки. 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва1189,11298,7 Регионы2376,41777,4 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва3005,72995,7 Регионы4524,64584,6 Вместе с тем, в Москве среди тех, кто все же готов заплатить за свое обучение, уменьшилось число полагающих, что такое обучение должно быть платным. 53,5% вместо 76,3%. В регионах напротив произошли некоторые сдвиги в сторону платного обучения, но говорить о какой-либо тенденции не имеет смысла, т.к. все изменения находятся в пределах ошибки выборки и не имеют статистической значимости. Значение статистически значимо ниже, по сравнению с 1 волной Значение статистически значимо выше, по сравнению с 1 волной
Финансовая грамотность и практика инвестиций населения Как Вы предпочитаете хранить собственные накопления, % На пластиковой карте или депозитном счету в банке Дома в укромном месте В ПИФах В материальных ценностях (золото, антиквариат) В ценных бумагах Вкладываю в недвижимость Другое Затрудняюсь ответить 1-ая волна2-ая волна Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа, в связи с чем сумма ответов может превышать 100% Есть Нет 1-ая волна2-ая волна Есть ли у Вас личные сбережения, % 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва3005,72995,7 Регионы4524,64584,6 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва2516,22116,8 Регионы2825,92196,7 В сравнении с результатами первого этапа исследования также существенно снизилась доля населения, имеющего свои личные сбережения. В целом же тенденция сохранилась прежней: в Москве число имеющих сбережения, значительно больше нежели в регионах. В целом, наиболее предпочтительным способом хранения собственных накоплений населения является размещение денежных средств на банковской карте или депозитном счету в банке. На втором месте по популярности – укромное место дома. Причем доля предпочитающих последний вариант существенно выросла, особенно в Москве (с 19,9% до 37,4%), в то время как первый способ стал для жителей столицы менее популярным (44,5% вместо 79,7%), а более привлекательным - инвестирование своих денежных средств в материальные ценности. Что вполне объяснимо общей ситуацией на финансовом рынке.
Периодичность инвестиций населения Раз в месяц Раз в два месяца Раз в пол года Единоразово Другое Отказались отвечать 1-ая волна2-ая волна С какой периодичностью Вы инвестируете, % Вопрос предполагает ответ только тех респондентов, которые делают инвестиции, поэтому объем выборки может быть меньше, чем в других вопросах 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва2516,22116,8 Регионы2825,92196,7 Большая часть москвичей стала инвестировать свои денежные средства реже и предпочитает вкладывать их раз в 2 месяца. В регионах ситуация несколько иная: это преимущественно либо раз в месяц, либо единоразово. Другие варианты ответа «раз на раз не приходится», «когда как», «по мере надобности» и т.п. Значение статистически значимо ниже, по сравнению с 1 волной Значение статистически значимо выше, по сравнению с 1 волной
Узнаваемость бренда «Финам» Определение финансовой грамотности и узнаваемости бренда «Финам»
Узнаваемость бренда «Финам» Слышали ли Вы когда-либо о компании «Финам», % Нет Да 1-ая волна2-ая волна Где Вам встречались упоминания о деятельности компании «Финам», % Друзья/знакомые Пресса Интернет Телевидение Наружная реклама Другое 1-ая волна2-ая волна 1)Вопрос предполагает ответ только тех респондентов, которые что-либо слышали о компании «Финам», поэтому объем выборки может быть меньше, чем в других вопросах 2)Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа, в связи с этим сумма ответов может превышать 100% 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, %Объем выборки Ошибка выборки, % Москва3005,72995,7 Регионы4524,64584,6 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва4914,17711,2 Регионы6412,38310,8 В целом, доля тех, кто слышал что-либо о компании «Финам» увеличилась, в частности в Москве при повторном исследовании она составила 25,8% против 16,3%. Для регионов эта разница оказалась не столь существенной. Среди источников информации о компании «Финам» в Москве по-прежнему лидируют друзья и знакомые, а также интернет в регионах. Для Москвы характерно некоторое увеличение значимости такого источника информации как наружная реклама – до 13%.
Сфера деятельности компании «Финам» К какой сфере, по-вашему, относится деятельность компании «Финам»,% Инвестиции, финансы Банковские услуги Газета Недвижимость Обучение населения финансовой грамотности Работа с ценными бумагами Брокерское обслуживание Коммерческая деятельность Консалтинг, аудит ПИФ Помощь населению Реклама Рынок Социальные опросы Управляющая компания Самый широкий спектр "Форекс"(рынок валют) Финансовая пирамида З/о 1-ая волна2-ая волна Вопрос предполагает ответ только тех респондентов, которые что-либо слышали о компании «Финам»,поэтому объем выборки может быть меньше, чем в других вопросах. Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа, в связи с этим сумма ответов может превышать 100% Сфера деятельности компании «Финам», по мнению большинства опрошенных, сосредоточена в области инвестиций и финансов. Причем, доля москвичей (49%) в этой группе значительно меньше в сравнении с регионами (72%) и результатами первого этапа исследования (88% москвичей). Среди жителей столицы существенно вырос % тех, кто полагает, что деятельность компании связана с банковскими услугами (18% вместо 10%), паевыми инвестиционными фондами (6,5% вместо 0). В регионах же значительно увеличилась доля считающих, что компания «Финам» занимается обучением людей финансовой грамотности. Также следует отметить и увеличение доли затруднившихся с ответом. Сюда вошли все те, кто что-то слышал, но точно не знает, особо не вникал или не помнит. 1-ая волна2-ая волна Объем выборки Ошибка выборки, % Объем выборки Ошибка выборки, % Москва49 14,177 11,2 Регионы64 12,383 10,8 Значение статистически значимо ниже, по сравнению с 1 волной Значение статистически значимо выше, по сравнению с 1 волной
Основные выводы Общая ситуация на мировом финансовом рынке, несомненно, отразилась на благосостоянии населения и на практике его инвестиций. Значительно выросла доля тех, кто оценивает свое материальное положение как довольно низкое, утверждая при этом, что денег им хватает только на питание и одежду. В этой ситуации вполне понятно сокращение числа тех, у кого есть личные сбережения, а также некоторое изменение структуры предпочтений способов инвестирования личных накоплений и смещение их в сторону хранения денежных средств у себя дома и вложения их в золото, антиквариат и другие материальные ценности. Особенно это коснулось жителей столицы. Однако депозиты и банковский счет по-прежнему наиболее популярные способы хранения сбережений. Периодичность инвестиций также стала реже, особенно среди москвичей. Ключевым определением финансовой грамотности, по мнению доминирующей части целевой аудитории, является умение грамотно сохранять и преумножать собственные финансы. Более половины всех опрошенных не готовы пройти обучение финансовой грамотности платно, в Москве увеличилась доля тех, кто считает, что такое обучение должно быть бесплатным. По сравнению с первым замером узнаваемость бренда «Финам» и информированность граждан о деятельности компании выросли. В Москве заметно возросла значимость наружной рекламы как источника информации о компании. В большинстве случаев по-прежнему деятельность компании ассоциируется с инвестициями, финансами и банковскими услугами. Вместе с тем увеличилось число тех, кто считает, что компания занимается обучением людей финансовой грамотности (особенно в регионах). Однако довольно высока и доля тех, кто имеет смутное представление о том, чем занимается компания, а также что-то слышавших, но не помнящих, что именно.
Фонд поддержки социальных программ "Народная инициатива" тел. +7 (495)