декан Географического ф-та МГУ, член-корреспондент РАН, Касимов Николай Сергеевич. декан Географического ф-та МГУ, член-корреспондент РАН, Касимов Николай Сергеевич. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУКИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮ- ЩЕЙ СРЕДЫ Классически е университет ы Педагогические университеты Технические университет ы НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (специальности выпускников) ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕИУСТОЙЧИВОЕРАЗВИТИЕЭКОЛОГИЯБИОЭКОЛОГИЯ ГЕОЭКОЛОГИЯ
Экологические специальности в университетах
Университеты России, ведущие подготовку по экологии и природопользованию
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 65 ВУЗОВ ЗАЩИТАОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГУ КЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ УМО по классическому университетскому образованию МАТЕМАТИКА ЭКОНОМИКА ПОЧВОВЕДЕНИЕ ГЕОГРАФИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ … Государственны е образовательны е стандарты 19 методических советов МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Учебно-методический совет по географии Учебно-методический совет по географии Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Научно-методический Совет по экологии Научно-методический Совет по экологии КЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Учебно-методический совет по географии Учебно-методический совет по географии Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Научно-методический Совет по экологии Научно-методический Совет по экологии
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Генеральная Ассамблея ООН-2002 Декада ООН по образованию в интересах устойчивого развития ( гг.) Конференция министров окружающей среды Европы, Киев-2003 Стратегия Экономической комиссии ООН для Европы по образованию для устойчивого развития, Вильнюс 2005 Индикаторы образования для устойчивого развития в странах ЕЭК ООН ( )
Цели образование для устойчивого развития «Где мы сейчас»«Куда должны идти» ЦЕЛЬ Образование как подготовка для экономической жизни Образование как основа для создания устойчивого общества, экономики и окружающей среды ПОЛИТИКА Образование как продукт (квалификация и др.) Образование как процесс создания компетентности ПРАКТИКА Образование как инструкция Образование как соучастие в обучении
Изменение в учебных планах, содержании и процессе обучения ОТК Учебный план как окончательная схема Учебный план как опыт, ситуационное обучение Фиксированное знаниеИзменяющееся знание Абстрактное знаниеРеальное знание Единая модель обучения Многовариантные модели обучения Пассивное образованиеАктивное обучение Отсутствие концепции устойчивого развития Обучение идеям развития
Изменения содержания образования Естественно- научное образование Гуманитаризация Гуманитарное образование Экологизация Техническое образование Гуманитаризация и экологизация Включение идей развития и эффективного управления в существующие образовательные стандарты и программы Включение идей развития и эффективного управления в существующие образовательные стандарты и программы
Изменения в структуре и политике ОТК Специализация Междисциплинарность, широта и гибкость Внешняя оценка результатов Внутреннее оценивание Образовательная система Система обучения Преобладание формального образования Обучение в течение жизни
Уровни реализации ОУР Учебные планы и стандарты Знания и навыки студентов, компетенции Общество Партнерство с государственными органами, бизнес- сообществом и масс- медиа Университетские кампусы Строительство, энергия, отходы и др.
Основные этапы становления ОУР в России Создание системы экологического образования ( …) ~130 классических университетов ~130 технических университетов Разработка базовых элементов Национальной стратегии высшего образования для устойчивого развития ( ) – базовые элементы национальной стратегии ОУР – национальный план действий по ОУР Внедрение идей и практики ОУР в систему профессионального образования (2005…) Внедрение идей и практики ОУР в неформальное образование и просвещение (2006… )
Российская концепция рационального природопользования Д.Л.Арманд Нам и внукам 1964 Международная Комиссия по окружающей среде и развитию Наше общее будущее (Доклад Комиссии Брундтланд) 1987
Министерство образования РФ Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Всероссийское совещание Образование для устойчивого развития Москва, декабрь Всероссийское совещание Образование для устойчивого развития Москва, декабрь 2002.
Министерство природных ресурсов РФ Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Совещание по экологическому образованию и устойчивому развитию Москва, декабрь Совещание по экологическому образованию и устойчивому развитию Москва, декабрь Министерство образования РФ
Russian – British Conference ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT Moscow, Russia, Lomonosov Moscow State University Faculty of Geography June 27-29, 2002 Russian – British Conference ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT Moscow, Russia, Lomonosov Moscow State University Faculty of Geography June 27-29, 2002
Concept of the Strategy of Higher Education for Sustainable Development in Classical Universities of the Russian Federation SEPS 363, 2005 Concept of the Strategy of Higher Education for Sustainable Development in Classical Universities of the Russian Federation SEPS 363, 2005
Геология Право Физика Химия Социология Экономика Биология География Экологическое образование и образование для устойчивого развития ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
От экологического образования к образованию для устойчивого развития От экологического образования к образованию для устойчивого развития ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ БИОРАЗНООБРАЗИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
План действий по формированию образования для устойчивого развития в РФ План действий по формированию образования для устойчивого развития в РФ Содействие внедрению идеологии устойчивого развития в мировоззрении и модели поведения населения Содействие превращению образования в один из ключевых элементов долговременной стратегии развития страны Формирование институциональных основ образования для устойчивого развития в РФ и ее субъектах Формирование научно-методических основ образования для устойчивого развития и внедрения его во все структуры общего, профессионального и неформального образования в стране Обеспечение государственной поддержки формирования правовой и материально-технической базы образования для устойчивого развития Приоритетное обеспечение подготовки преподавателей для сферы образования для устойчивого развития
Индикаторы образования для устойчивого развития в странах ЕЭК ООН ( ) Индикаторы образования для устойчивого развития в странах ЕЭК ООН ( )
Шестая конференция министров Окружающая среда для Европы Окружающая среда для Европы Министерство природных ресурсов РФ Министерство образования и науки РФ Оценка создания образования для устойчивого развития в странах ЕЭК ООН Белград, Югославия, сентябрь-октябрь 2007 Оценка создания образования для устойчивого развития в странах ЕЭК ООН Белград, Югославия, сентябрь-октябрь 2007
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ