Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения Нижний Новгород, г.
Законодательство Федеральный закон от ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую в Российской Федерации» Федеральный закон от ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
Основные подзаконные акты Постановления Правительства Российской Федерации об основах ценообразования: от и от Постановления Правительства Российской Федерации о порядке рассмотрения разногласий: от и от Постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления контроля: от и 468 Постановление Правительства Российской Федерации о правилах досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов) от Постановление Правительства Российской Федерации о правилах предоставления коммунальных услуг от Постановление Правительства Российской Федерации о правилах расчета нормативов потребления коммунальных услуг от
Внесение изменений в законодательство о тарифном регулировании Федеральным законом от ФЗ (вступил в силу 30 декабря 2008 года) Закреплена возможность принятия Правительством Российской Федерации обязательных для регулирующих органов всех уровней решений о досрочном пересмотре тарифов, их предельных уровней и предельных индексов их изменения в течение финансового года Предусмотрена возможность установления двухставочных тарифов на тепловую энергию Исключено понятие платы за подключение к электрическим сетям и процедура установления надбавок к тарифам из Федерального закона от ФЗ «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» Внесены изменения, позволяющие обеспечить свободный доступ к информации о деятельности организаций коммунального комплекса Поскольку Правительством РФ не принято решение об установлении на 2010 год предельных индексов в среднем по субъектам РФ, предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям и тарифы на товары и услуги ОКК на 2010 год устанавливаются органами регулирования, исходя из объемов производимых товаров и услуг с учетом утвержденных в установленном порядке инвестиционных и производственных программ ОКК, а также с учетом региональных и иных особенностей.
% 8,3% Инвестиции Затраты 8,3 % - прирост тарифов на товары и услуги ОКК - на уровне прогноза инфляции (основные параметры социально- экономического развития на 2009 год) прирост более 8,3%, но не превышающий 22%, обусловлен следующими причинами: а) влиянием роста тарифов на продукцию естественных монополий (рост цен на природный газ, транспортировку топлива); б) значительным ростом затрат на электрическую энергию в связи с либерализацией рынка электрической энергии; в) поэтапным доведение ставки рабочего первого разряда до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в сфере жилищно- коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации; г) наличием инвестиционных и производственных программ организаций, ориентированных на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. Тарифное регулирование на 2009 год Подход к формированию тарифов на 2009 год
1.Поручение от ИШ-П : осуществить поквартальную индексацию оптовых цен на газ (на 5 %, 7%, 7% и 6,2%), при которой среднегодовой уровень индексации составит 16,3 % органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться предложениями Минэкономразвития России о корректировке прогноза социально-экономического развития по снижению темпов роста тарифов на тепловую энергию при принятии решений об установлении тарифов на тепловую энергию По информации ФСТ России, рост тарифов на тепловую энергию в среднем по Российской Федерации в 2009 году сложился на уровне 19,5 % 2.Протокол от 21, ИШ-П9-54пр: органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано проведение выборочных проверок инвестиционной и закупочной деятельности регулируемых организаций Меры по ограничению роста тарифов в 2009 году
7 Подходы к тарифному регулированию на 2010 год 2009 г.2010 г. 10,0% 13,5% 15,0% Стоимость тепловой энергии для потребителей, складывающаяся с учетом тарифов и надбавок к тарифам на тепловую энергию, устанавливаемых ОМС, может превышать устанавливаемые предельные уровни тарифов на тепловую энергию. 115,0 % - уровень роста тарифов, который может сложиться с учетом согласования решений органов регулирования, превышающих установленные предельные уровни тарифов. 113,5 % - с учетом региональных факторов, соответствующих основаниям, указанным в протоколе совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И. И. Шувалова (выпадающие доходы за 2008 год, индексации заработной платы, ликвидация перекрестного субсидирования, инвестпрограммы). 110,0 % - базовый уровень роста затрат, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2009 года, учитывает рост затрат на энергоресурсы при сохранении затрат на оплату труда на уровне 2009 года и снижении операционных расходов на 10 % к уровню 2009 года.
Ориентиры тарифного регулирования: прогноз МЭР Наименование показателя Итого 2009 г. Итого 2010 г. Итого 2011 г. Итого 2012 г. Прогноз увеличения тарифов на тепловую энергию в целом по Российской Федерации (%) 122,0 (118,0) 110,0 – 115,0* 112, ,0 109,0 – 111,0 8 * Верхняя граница прогнозного увеличения стоимости тепловой энергии определена с учетом необходимости реализации норм Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»
Структура затрат на топливо по теплоснабжающим организациям Приволжского федерального округа (по плановым показателям, учтенным в тарифах на 2009 год)
Доля комбинированной выработки тепловой энергии по субъектам Приволжского Федерального округа в общей комбинированной выработке тепловой энергии по Российской Федерации
Соотношение комбинированной и некомбинированной выработки тепловой энергии по субъектам Приволжского Федерального округа
Средние тарифы на тепловую энергию в г.г. по субъектам Приволжского Федерального округа * * в 2009 году - средние тарифы соответствуют утвержденным органами регулирования, в 2010 году - средние тарифы соответствуют планируемым к утверждению ФСТ России предельным тарифам 117,6 % 113,7 % 125,0 % 114,0 % 109,4* % (C НДС)
Необходимые меры по оптимизации тарифов Совершенствование отраслевого законодательства: - Разработка и принятие закона о теплоснабжении - Изменение ПП РФ об основах ценообразования и др. Кадровое развитие ОМСУ: - Принятие полной ответственности за теплоснабжение в соответствии с 131-ФЗ и 210-ФЗ, в т.ч. за формирование схем теплоснабжения Формирование партнерских отношений поставщика и потребителя: - Со стороны потребителей: понимание и готовность оплачивать полную стоимость потребляемой тепловой энергии - Со стороны поставщиков: понимание и осознание необходимых действия по возможности дальнейшей поставки теплоресурсов Совершенствование походов к ценообразованию: - Переход к долгосрочному регулированию - Установление двуставочных тарифов на тепловую энергию - Регулирование тарифов по целевым показателям деятельности 13
С пасибо за внимание!
С п р авочные материалы (приложение)
Доля комбинированной выработки тепловой энергии по субъектам Приволжского Федерального округа в общей комбинированной выработке тепловой энергии по Российской Федерации
Проблемы отрасли теплоснабжения Низкая эффективность управления предприятиями сектора (показатели: – количество производственных и инвестиционных программ – менее 1000 на более чем организаций, – высокий уровень потерь, высокий уровень износа Слабая (до полного отсутствия) мотивация собственников к повышению эффективности используемого оборудования Недостаточно эффективная нормативно-правовая база Незапланированный рост цен на топливо (масштаб проблемы в 2008 году – более 22 млрд. руб.) 17
Преимущества двухставочных тарифов на теплоснабжение соотнесения графика платежей потребителей и расходов теплоснабжающей организации Двухставочный тариф для теплоснабжающих организаций как способ: снижения потребностей в отвлечении средств на пополнение оборотных средств уменьшения объемов разногласий между теплоснабжающей организацией и потребителем при отсутствии приборов учета уменьшения риска понесения необоснованных расходов потребителей (при росте отпуска) либо выпадающих доходов теплоснабжающей организации (при снижении отпуска) 18
Необходимость увязки долгосрочных тарифов с обоснованной нормой доходности на капитал Необходимо учесть гарантии возврата вложенных инвестиций и дохода на них на весь период их возврата (более 5 лет) Необходима возможность учета потребности в корректировках инвестиционных программ по четким правилам Необходимо минимизировать риски отсутствия согласования на последующие периоды Установление долгосрочного регулирования с обоснованной нормой доходности позволит снизить стоимость привлекаемого капитала Необходимо увязывать инвестиционные программы с долгосрочными показателями качества предоставляемых услуг 19