Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе Кузнецова М.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Advertisements

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов обучения Подготовила учитель начальных классов МОУ лицея 4 г. Данкова Погребная О. В.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе Кузнецова М.И.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Анализ результатов мониторинга оценки достижения планируемых результатов по русскому языку обучающимися 4-х классов пилотных школ в учебном.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Занятие 2 для учителей начальной школы Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Районный методический.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
«Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте».
Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Морокова Наталья Владимировна Ст.
Транксрипт:

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе Кузнецова М.И.

В Федеральном законе «Об образовании» в пункте 16 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» зафиксировано, что осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется образовательным учреждением в соответствии со своим уставом и требованиями Закона об образовании. Таким образом, в соответствии с Законом об образовании все вопросы контроля и оценки образовательных достижений на ступени начального общего образования находятся в ведении образовательного учреждения.

Значительным стимулом совершенствования системы контроля и оценки стало введение Федеральным законом от N 293-ФЗ в статью 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» пункта 24: обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.законом

В редакции Федерального закона от N 293-ФЗ вопрос о качестве образования и о его оценке отражен в пункте 2 статьи 38 «Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Государственный контроль качества образования», где зафиксировано, что «государственный контроль качества образования осуществляется посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям».

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. В определении качества образования новый закон не вступает в противоречие с предыдущим законом об образовании, в статье 11 пункт 2 нового закона подтверждается, что «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по- прежнему остается компетенцией образовательной организации (статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации и статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся). Важно подчеркнуть, что итоговая аттестация после этапа начального общего образования не является обязательной, что следует из пункта 3 статьи 59, в котором указывается, что итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации пункт 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

Компоненты системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников Внутренний контроль и оценка Внешний контроль и оценка Контрольно- оценочная деятельность педагога (микродиагностика, педагогическая диагностика, текущий и итоговый контроль) Контрольно- оценочная деятельность самих учащихся (контроль и оценка, самоконтроль, самооценка) Внешний итоговый контроль как независимая оценка качества, мониторинговые исследования разных уровней (международные, федеральные, региональные и т.д.)

Изменения, которые происходят в контрольно- оценочной деятельности в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 года

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 13 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Освоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Приоритетная цель создания и функционирования системы контроля и оценки – повышение качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика. «Качество образования – характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» (Концепция общероссийской системы оценки качества образования)

Система оценки: основные особенности критерии достижения – планируемые результаты (предметные и метапредметные); критерии достижения – планируемые результаты (предметные и метапредметные); оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов (базовый и повышенный); уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов (базовый и повышенный); накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации

Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня опорный учебный материал Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД Выпускник научится

устные и письменные; устные и письменные для проектной деятельности;проектной деятельности для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения;парного коллективного комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Рекомендуется использовать задания

Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей: 1) диктант; 2) проверочная работа Пример итоговой проверочной работы Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.

Работа содержит две группы заданий. Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.

1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5. зяблик танец идея золото победа 2. Обведи номер верного утверждения о слове жизнь. 1) В этом слове все согласные мягкие. 2) В этом слове два слога. 3) В этом слове букв больше, чем звуков. 4) В этом слове нет звонких согласных. Примеры 1-ой группы заданий

Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма Пример 2-ой группы заданий В слове количество звуков и букв совпадает В слове количество звуков и букв НЕ совпадает В слове один слог В слове два слогамаяк

Примеры 1-ой группы заданий 4. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова. 1) смола, смолистый, смолкнуть, просмолить 2) сосна, сосновый, сосняк, сосенка 3) трава, отравить, травка, травянистый 4) силач, сила, мощь, обессилеть 5. Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове полоска? Обведи номер верного ответа. 1) приставка и суффикс 2) суффикс и окончание 3) приставка и окончание 4) приставка, суффикс и окончание

Пример 2-ой группы заданий Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав слова. Запиши каждую группу на отдельной строчке. лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, горка, пришкольный, подснежники _______________________________________

17. В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки в употреблении слов. Выпиши слова, в которых Даша ошиблась, рядом запиши слова, на которые их нужно заменить. - Здравствуй, Даша! - Привет, Инна Михайловна! - Как прошли каникулы? - Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивлённый город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица. 1) ____________, нужно заменить на __________________ 2) ____________, нужно заменить на __________________ 3) ____________, нужно заменить на __________________

Представление результатов третьего этапа проекта «ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ»

Актуальные направления оценки качества начального образования в РФ 1. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы образовательного учреждения для широкого круга задач (аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.). 2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с целью получения достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования для управления качеством образования (мониторинговые исследования).

Оценка индивидуальных достижений обучающихся планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»). Оценка состояния системы начального образования планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиях реализации основной образовательной программы начального образования. Содержательная и критериальная основа оценки качества образования

Оценка индивидуальных достижений обучающихся (все выпускники ОУ) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) Оценка состояния системы начального образования (выборочная совокупность) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы) 4. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) 5. Инструментарий для сбора контекстной информации (анкеты для учащихся, учителей, родителей, администрации ОУ) Состав инструментария оценки качества начального образования

Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1.Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: псевдо-параллельная (за заданиями базового уровня следуют задания повышенного уровня) 3.Варианты независимые или связанные якорными заданиями 4.Теория измерения: классическая теория тестов (+IRT) 5.Преобладает критериально- ориентированная оценка 6.Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов Оценка состояния системы начального образования 1.Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: блочная (нет строгого правила расположения заданий базового и повышенного уровней ) 3.Варианты связаны повторяющимися блоками (возможность построения единой шкалы и выявления тенденций) 4.Теория измерения: классическая теория тестов и IRT 5.Преобладает нормативно-ориентированная оценка 6.Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов, построения профилей овладения планируемыми результатами (по содержанию и видам деятельности) Особенности измерительных материалов

Особенность работы по русскому языку 1 1.В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится». 2.Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3.Результаты выполнения учащимся работы дают возможность зафиксировать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки.

Особенность работы по русскому языку 1 1. Большое количество заданий с развернутым открытым ответом. 2. Большое количество заданий, предполагающих работу с таблицей. 3. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 4. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 5. Наличие разнообразных по форме заданий.

Особенность работы по русскому языку 1 1.Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке. 1)Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин 2)Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин 3)Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин 4)Аристов, Волгин, Журов, Дятлов 1.Определи, в каком порядке встретятся данные слова в словаре. Покажи этот порядок цифрами от 2 до 6. Цифра 1 уже поставлена. ___ дерево ___ лошадь ___надежда ___город _1_ветер ___медведь

Особенность работы по русскому языку 1 9.Прочитай предложение. Мы бродили весною в лесу и наблюдали жизнь дроздов, дятлов, кукушек. Найди два верных утверждения о выделенном слове. Обведи номера ответов. 1) Это имя существительное в предложении является подлежащим. 2) Это имя существительное в форме мн. числа, Р. п. 3) Это имя существительное в форме мн. числа, В. п. 4) Это имя существительное 2-го склонения. 9.Прочитай предложение. Найди и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, творительного падежа. Из густой травы выглядывает беленьким глазком чудесная земляника, рядом качаются между длинными листьями маленькие серёжки душистого ландыша.

Особенность работы по русскому языку 1 14.Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица. 1)Город улыбается тебе цветами на клумбах. 2)Летом на юге звёзды сияют очень ярко. 3)Ты идёшь сегодня на спектакль? 4)Рано утром вода в лужах замёрзла. 12.Обведи номера глаголов II спряжения. 1) охот…тся2) спрашива…т3) вер…шь4) коп…т 5) слыш…м6) рису…шь7) полива…т8) завтрака…м

Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 1.Успешность освоения учебной программы (общий балл за выполнение всей работы по предмету по 100 балльной шкале). 2. Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более); Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более). - 38

Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 3. Уровни достижений: базовый, повышенный, высокий, пониженный, недостаточный Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. 4. Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Выпускник научится») по сравнению с частью программы (раздел «Выпускник получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей. - 39

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 3. 42

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 5. 44

Распределение учащихся 4 класса по уровням достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с ФГОС начальной школы

Разработки авторского коллектива системы учебников «Начальной школы XXI века», связанные с системой контроля и оценки образовательных достижений младших школьников 1. Возможности педагогической диагностики для оценивания успешности овладения предметными результатами и универсальными учебными действиями

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА? Педагогическая диагностика является совокупностью познавательных усилий, служащих принятию актуальных педагогических усилий. (Klauer, 1978 в кн. К. Ингенкампа с. 7) Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. (Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов, т. 2 с. 123) Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся (определение, принятое в системе учебников «Начальная школа XXI века»).

Усиление диагностического компонента системы: педагогическая диагностика как обязательный элемент системы

Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков Три уровня усвоения содержания ставят задачу проверки воспроизведения знаний, применения знаний в знакомой ситуации, применения знаний в незнакомой ситуации. Под качественным усвоением понимается не репродуктивный уровень (ученик действует только в соответствии с инструкцией, по усвоенному образцу), а умение учащегося самостоятельно осуществлять поиск решения, применить нестандартный способ действия, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески; осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку и математике, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения.

1. Найди и отметь + правильные утверждения. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима. Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень. Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна. 2. Найди и отметь + правильные рассуждения. о погоде, потому что о столе; к ветке, потому что к стене; о кровате, потому что о земле; на карнавале, потому что на столе; Пример из педагогической диагностики 3 класс конец года

3. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа. Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень, Нежеголь Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нежеголи м.р.ж.р. Пример из педагогической диагностики 3 класс конец года

1.Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +. У существительных 1 склонения в родительном падеже в единственном числе пишется окончание –и. Окончание –и никогда не пишется у существительных 3 склонения. У существительных 1 склонения в дательном падеже в единственном числе пишется окончание –е. У существительных 1 и 2 склонения во всех падежах пишется окончание -и. 2. Подчеркни слова, у которых в окончании пишется буква е. на станци….., на полян…., о молодёж…, на площад….., в рощ…., о сын…., о сынишк…., к двер…, на здани…., к кошк…., около мыш…., о столиц….. Пример из педагогической диагностики 4 класс конец года

3. В языке «Крокс», как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке. Из рассказа на языке «Крокс» исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их. Щгара трымчет о кряч____ и о скич____. Вищь зукает по магр____, по жадр____ и по тер____. От клущ___ и от рюн___ рыкует опащ. 1 скл.2 скл.3 скл. гува кряда магра щгара опащ жадро кряч рюнь терь скичь клущь вищь

Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.

Найди и отметь + правильные рассуждения. о погоде, потому что о столе; к ветке, потому что к стене; о кровате, потому что о земле; на карнавале, потому что на столе; Поставь + в рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие. зелень дорога жить чаща цель гений Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна Примеры из педагогической диагностики

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы. Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные, необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.

Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами. ток - ____________________ лён - ____________________ ель - ____________________ ток - [ т о к ] [ к о т ] кот лён - [л о н ] [н о л] ноль ель - [ й э л ] [л э й] лей Пример из педагогической диагностики

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения. Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.

Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________ Примеры из педагогической диагностики

В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, Которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга. Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики

способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); уровень самооценки причины устойчивых ошибок учеников и характер возникающих затруднений Педагогическая диагностика КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ является реальной основой дифференцированного обучения

Педагогическая диагностика 1 Выявление причин устойчивых ошибок; характера возникающих затруднений Коррекционно- развивающая работа Педагогическая диагностика 2

Коррекционно-развивающая работа Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов :

Разработки авторского коллектива системы учебников «Начальной школы XXI века», связанные с системой контроля и оценки образовательных достижений младших школьников 2. Возможности проверочных тестовых работ для оценивания успешности овладения предметными результатами и универсальными учебными действиями

Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Разработки авторского коллектива системы учебников «Начальной школы XXI века», связанные с системой контроля и оценки образовательных достижений младших школьников 3. Возможности переработанных контрольных и проверочных работ по предметам для оценивания успешности овладения предметными результатами

Разработки авторского коллектива системы учебников «Начальной школы XXI века», связанные с системой контроля и оценки образовательных достижений младших школьников 4. Комплексная итоговая работа, направленная на оценку достижения метапредметных результатов

Разработки авторского коллектива системы учебников «Начальной школы XXI века», связанные с системой контроля и оценки образовательных достижений младших школьников 5. Предметные итоговые работы на конец каждого года обучения, построенные в соответствии с идеологией ФГОС 2009 года

1 класс Работа 1 Текст диктанта У Гриши Щукина есть кошка Пушинка. Пушинка умная и красивая. Гриша и Пушинка любят играть. Летом Гриша будет жить у бабушки. Он будет скучать. (24 слова) Текст для списывания Утром Юра Чайкин и Слава Шилов пошли на речку. Речка была широкая и глубокая. Ребятам повезло. Юра Чайкин поймал щуку. Слава Шилов поймал леща. Мальчики были очень рады. (28 слов) Словарный диктант класс, ученик, учитель, Москва, ребята, спасибо

1. Назови картинку. Составь звуковую модель этого слова. рис. ручка 2. Отметь правильную характеристику третьего звука в слове машина. согласный, мягкий, глухой согласный, твёрдый, глухой согласный, мягкий, звонкий согласный твёрдый, звонкий 3. Отметь три слова, в которых буква я обозначает два звука. зяблик яблоко пояс земля семья клякса

4. Поставь знак ударения в словах: смешной, мечтать, дерево, настоящий, конфета, слезинка, пословица, льдинка, бегемот 5. Отметь два слова, в которых звуки стоят в таком порядке: булки чашки сетка ветки лодка фишка первый звуквторой звуктретий звукчетвёртый звукпятый звук мягкий согласный гласныйтвёрдый согласный мягкий согласный гласный

6. Отметь три слова, которые правильно разделены на слоги. за – й - ка ко – ро – ва сде – лать паль – чик ме – те - ль каю - та 7. Соедини линиями слова и схемы. тетрадь книга кольцо кролик

8. Распредели слова по столбикам. Обрати внимание, есть «лишние» слова. Слова: йод, фантазия, иллюстрация, русский, мель, килограмм, волшебник, интонация, ещё, взгляд, викторина, смелость Запиши по одному своему примеру в каждый столбик. Слова из двух слогов Слова из трёх слогов Слова из четырёх слогов

9. Запиши 5 букв русского алфавита, следующих за буквой п. п, __________________________________________ 10. Запиши слова в алфавитном порядке. лето, бабушка, щека, нитки, чудо _______________________________________________ 11. Запиши любые 4 слова, расположив их в алфавитном порядке. Первое слово должно начинаться с буквы в. _______________________________________________

12. Раздели текст на предложения. Запиши текст правильно. как хорошо летом в лесу в траве шуршит ёж на деревьях поют птицы цветут цветы красота 13. Прочитай диалог. Из выделенных слов выбери нужные и подчеркни их. - Ирина Николаевна, здравствуй здравствуйте! - Здравствуй, Женя! - Скажите, пожалуйста на здоровье, который час! - Сейчас два часа. - Большое спасибо. Будьте добры. До свидания. - До свидания. Спокойной ночи.

Большое спасибо за внимание! (сайт издательского центра Вентана – Граф) (электронный адрес методической службы издательского центра Вентана – Граф) (электронный адрес Кузнецовой М.И.)