Обобщение педагогического опыта учителя истории, МХК и обществознания Одинцовской гимназии 11 Елены Леонидовны Бессараб
1.Направление поиска. Условия формирования опыта. 2. Научное обоснование педагогического опыта. 3. Содержание опыта. 4. Достигнутые педагогические результаты. Основные разделы
Направление поиска «Развитие педагогических технологий в рамках развивающего обучения и личностно ориентированного подхода».
Нижегородский Государственный Педагогический Университет Имени М. Горького
Развитие мыслительной деятельности учащихся, их личностных качеств, основываясь на заповедях добра, любви и сострадания к ближнему. Цель педагогического опыта
реализовать интерес к данному предмету повысить интерес к гуманитарному образованию развивать навыки исследовательской работы способствовать формированию навыков работы с историческими источниками расширить кругозор учащихся
«Модель интеллектуального воспитания: развитие понятийного и творческого мышления». «Теория решения изобретательских задач» Генрих Альтшуллер психологи Г. Уоллес, Ж. Гордфруа Научное обоснование педагогического опыта
Роль учителя Стать источником информации об операциях и формах мышления. Разработать серию упражнений и заданий с использованием операций мышления. Создать условия для использования учащимися навыков, основанных на понятийном и творческом мышлении.
Педагогический прием: воздействие исторических источников на сферу эмоций и чувств ребенка Государственный Исторический Музей: Экспозиция XIX век
Основные операции и формы мышления Анализ – мысленное расчленение предмета на составные части, на основе выделенных признаков; Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам формы мышления; Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков; Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов (явлений) в некотором понятии.. Логика – это наука о законах, которым должно подчиняться правильное мышление.
1. Подбери к определяемому понятию ближайший род. 2. Подбери подходящее видовое отличие ( признаки, которые отличают данный предмет от других предметов данного класса) 3. Самостоятельно построй определение понятия. проанализируй готовое определение понятий с точки зрения правильности. Определение понятия = родовое понятие + видовые отличия. Памятка определения понятия
Задания для развития различных форм мышления Выделите в тексте: факты; способы определения основных понятий; умозаключения, на которых они основаны; гипотезы и аргументы. Постройте « лестницу» понятий, структурно – логическую схему. Измените содержание познавательных задач, решавшихся на уроке. Перекодируйте информацию. Используйте полученные знания для объяснения уже известных вам явлений или фактов из других областей знаний. Предложите рекламу и антирекламу изученному объекту. Постройте логическую цепочку рассуждений, приводящую к новому знанию.
«ключевых слов» Вильяма Аткинсона познавательного «учебного конфликта» или «провокации» свободных индивидуальных ассоциаций «круги Эйлера» создания проблемной ситуации и проблемного задания «перекодирования информации в символ» «мозговая атака», «продвинутая лекция», «кластер», « синквейн» Методы реализации целей педагогического опыта
Результаты самообразования Образовательный проект «Единство мысли, действия и чувств в рамках повышения воспитательного потенциала уроков гуманитарного цикла». Методическое пособие «Урок – музейное занятие». Методические проекты: «Активные формы обучения в рамках модели развития понятийного и творческого мышления», «Дидактическое обеспечение на уроках МХК, истории и обществознания с использованием музейной технологии», «Развивающая образовательная среда на уроках МХК в рамках театральной педагогики».
Учащиеся на основе фактов, выделяют закономерности, проектируют, прогнозируют. Меняется мотивация учебной деятельности, развиваются познавательные потребности, умения для будущей успешной профессиональной деятельности. Полученные результаты
« Уделять каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют». В.А.Сухомлинский
Благодарю за внимание! До новых встреч…