Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX и XX веков) Автор работы: Коновалов Арсений, ученик 11 кл. МКОУ «СОШ 17» п.Солнечнодольск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб.
Advertisements

. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Ученик 10 класса « А » гимназии 1552: Гашков Егор Научный руководитель : Самойлова И. В.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Автор: Николаева Светлана Геннадьевна. Автор: Николаева Светлана Геннадьевна. Образовательное учреждение: МОУ Первомайская СОШ. Предмет: литература. Класс:
Серебряный век. Возникновение названия Название было предложено философом Н.Бердяевым Николай Оцуп. Статья «Серебряный век»русской поэзии» (1933) Сергей.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
МОУ «Молчановская СОШ 1» Ерёмина Ирина ИринаВладимировна КрицкаяЛюдмилаИвановна.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация.
© ООО «Баласс», 2013 Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков § 15 Автор презентации:
Роль и значимость ОПК в воспитании детей и молодёжи.
БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Символизм Васильева Анна Викторовна ГБОУ СОШ 71. Серебряный век символизм акмеизм футуризм модернизм.
Это была красота новой поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преобразующей мир средствами искусства.
«О скверном и святом» Что в сердце наше самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное – МАТЬ! Так почему.
© ООО «Баласс», 2013 Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 15 Автор презентации:
Транксрипт:

Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX и XX веков) Автор работы: Коновалов Арсений, ученик 11 кл. МКОУ «СОШ 17» п.Солнечнодольск

Проблемный вопрос: Влияли ли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь?

Цели исследования: Изучить труды русских философов рубежа веков. Показать влияние их мыслей на культуру и общественную жизнь. Оформить исследования в виде презентации.

Методы исследования: Анализ Синтез Описание

План действий: Подготовительная часть: -выбор темы -определение целей -определение списка материалов Поисково – исследовательская часть: -сбор и систематизация материалов -проведение исследования Заключительная часть: -подготовка проекта, составление презентации -защита проекта

За последние две тысячи лет своего существования человек не изменился ни морфологически, ни психофизиологически. В организме человека не появилось ни одного нового, важного и общего для всех людей признака, который позволил бы разделить человеческий род на предков и потомков. Не изменилось и сознание, менялись только его формы. Все, чем люди XХ столетия отличаются от допотопного человека, - это отношение к культуре, ее наследию.

Н. Бердяев По словам Н. Бердяева, в России, на рубеже веков, подрастало «хулиганское поколение». Вакуум интеллектуальной и духовной жизни стремительно заполнялся модернистскими (популистскими) идеями, восточной мистикой, пессимизмом. В этой связи интересно посмотреть, как же воспринимали происходящие события, да и мир вообще, русские философы этого времени.

В.В. Соловьев Многие художественные открытия и философские идеи ХХ века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым ( ). Он верил в спасительную силу Красоты (вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок в молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно - женственного начала в мистических образах Души Мира, Премудрости Божией, Софии Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность.

Стихотворение В.Соловьева 1892 года – яркая иллюстрация этих взглядов: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его последователей – символистов.

Д. Мережковский Сборники «Грядущий хам» (1906) и «Больная Россия» (1910) – не только источники сведений по вопросам религиозной, нравственной и политической жизни России первого десятилетия ХХ в. Они интересны и как выражение взглядов писателя и религиозного философа на время и тенденции общественного развития, взглядов, «погруженных в жизнь» дух того времени.

«Что то есть в русской жизни, - воскликнул Мережковский, - чего уже нет или еще нет в русской литературе, в слове. Жизнь ушла в бессловную глубь. Теперь то что пишется, значительнее того, что печатается; то, что говориться, - того, что пишется, и, наконец, то, что умалчивается, - того, что говорится. Теперь, - что у кого болит, тот о том не говорит: сказать – язык не поворачивается, написать – рука не подымается, где уж тут печатать». Мы должны понять раз и навсегда, обратился он к думающей России, что «не Россия для революции, а революция для России».

Мережковский остро осознавал, что никогда и нигде, как в России, не была опрокинута, «вывернута наизнанку» христианская истина о жизни. Все, что можно было сделать, сделано, чтобы доказать, что религия есть реакция, а революция есть антирелигия!

С.Н. Булгаков Сергей Николаевич Булгаков – русский религиозный философ и богослов, экономист. Родился 16 июля 1871 г. в семье священника. В 1894г. Окончил юридический факультет Московского университета. Был профессором политэкономии. Вот его знаменитое высказывание:: «Человек создан по образу и подобию Божию. Это значит, что во всей духовной его природе запечатлен образ пресвятой Троицы. Сотворим человека по образу нашему и подобию. Так говорит слово Божие, указуя этим множественным числом именно на триипостасность.. Божества и триединство образа Божия, - он же и образ человеческий. Вполне естественно поэтому, если церковная письменность полна исканиями этого образа триединства в человеке, причем отцы Церкви видели его то в одних, то в других чертах человеческого духа». То же самое он думал о России. Булгаков считал что Россия, как и все, зависит от Бога. И революция это очередная божья лепта, внесенная в жизнь страны.

Выводы: Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли. Искусство послужило художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать теургической, должна была явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. Как писал В.Иванов, «жрецы и поэты были одно и то же».

Список использованной литературы Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, – 416 с.: ил. Русская литература: Хрестоматия ист.-лит. материалов. – М.: Просвещение,1993 Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий классы.- ГУ РЦ ЭМТО, 2003, ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003 Из истории русской философской мысли: Хрестоматия.- М.: просвещение, 1993