Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX и XX веков) Автор работы: Коновалов Арсений, ученик 11 кл. МКОУ «СОШ 17» п.Солнечнодольск
Проблемный вопрос: Влияли ли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь?
Цели исследования: Изучить труды русских философов рубежа веков. Показать влияние их мыслей на культуру и общественную жизнь. Оформить исследования в виде презентации.
Методы исследования: Анализ Синтез Описание
План действий: Подготовительная часть: -выбор темы -определение целей -определение списка материалов Поисково – исследовательская часть: -сбор и систематизация материалов -проведение исследования Заключительная часть: -подготовка проекта, составление презентации -защита проекта
За последние две тысячи лет своего существования человек не изменился ни морфологически, ни психофизиологически. В организме человека не появилось ни одного нового, важного и общего для всех людей признака, который позволил бы разделить человеческий род на предков и потомков. Не изменилось и сознание, менялись только его формы. Все, чем люди XХ столетия отличаются от допотопного человека, - это отношение к культуре, ее наследию.
Н. Бердяев По словам Н. Бердяева, в России, на рубеже веков, подрастало «хулиганское поколение». Вакуум интеллектуальной и духовной жизни стремительно заполнялся модернистскими (популистскими) идеями, восточной мистикой, пессимизмом. В этой связи интересно посмотреть, как же воспринимали происходящие события, да и мир вообще, русские философы этого времени.
В.В. Соловьев Многие художественные открытия и философские идеи ХХ века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым ( ). Он верил в спасительную силу Красоты (вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок в молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно - женственного начала в мистических образах Души Мира, Премудрости Божией, Софии Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность.
Стихотворение В.Соловьева 1892 года – яркая иллюстрация этих взглядов: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его последователей – символистов.
Д. Мережковский Сборники «Грядущий хам» (1906) и «Больная Россия» (1910) – не только источники сведений по вопросам религиозной, нравственной и политической жизни России первого десятилетия ХХ в. Они интересны и как выражение взглядов писателя и религиозного философа на время и тенденции общественного развития, взглядов, «погруженных в жизнь» дух того времени.
«Что то есть в русской жизни, - воскликнул Мережковский, - чего уже нет или еще нет в русской литературе, в слове. Жизнь ушла в бессловную глубь. Теперь то что пишется, значительнее того, что печатается; то, что говориться, - того, что пишется, и, наконец, то, что умалчивается, - того, что говорится. Теперь, - что у кого болит, тот о том не говорит: сказать – язык не поворачивается, написать – рука не подымается, где уж тут печатать». Мы должны понять раз и навсегда, обратился он к думающей России, что «не Россия для революции, а революция для России».
Мережковский остро осознавал, что никогда и нигде, как в России, не была опрокинута, «вывернута наизнанку» христианская истина о жизни. Все, что можно было сделать, сделано, чтобы доказать, что религия есть реакция, а революция есть антирелигия!
С.Н. Булгаков Сергей Николаевич Булгаков – русский религиозный философ и богослов, экономист. Родился 16 июля 1871 г. в семье священника. В 1894г. Окончил юридический факультет Московского университета. Был профессором политэкономии. Вот его знаменитое высказывание:: «Человек создан по образу и подобию Божию. Это значит, что во всей духовной его природе запечатлен образ пресвятой Троицы. Сотворим человека по образу нашему и подобию. Так говорит слово Божие, указуя этим множественным числом именно на триипостасность.. Божества и триединство образа Божия, - он же и образ человеческий. Вполне естественно поэтому, если церковная письменность полна исканиями этого образа триединства в человеке, причем отцы Церкви видели его то в одних, то в других чертах человеческого духа». То же самое он думал о России. Булгаков считал что Россия, как и все, зависит от Бога. И революция это очередная божья лепта, внесенная в жизнь страны.
Выводы: Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли. Искусство послужило художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать теургической, должна была явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. Как писал В.Иванов, «жрецы и поэты были одно и то же».
Список использованной литературы Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, – 416 с.: ил. Русская литература: Хрестоматия ист.-лит. материалов. – М.: Просвещение,1993 Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий классы.- ГУ РЦ ЭМТО, 2003, ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003 Из истории русской философской мысли: Хрестоматия.- М.: просвещение, 1993