МОУ « Писарёвская СОШ» Учитель: Медведева Е.Е.
выявить художественные средства и приемы написания икон; проиллюстрировать работу иконами веков; оформить полученные результаты в виде презентации и представить свою работу в классе. подобрать материал по теме, выяснить особенности написания икон, символическое значение цвета;
Развитие иконы напрямую связано со строительством храмов, ведь икона наполняет внутренне убранство храмов особым, духовным содержанием. Мир иконы потусторонен. Архитектурные и живописные каноны иконы разрабатывались в Византии.
Обратная перспектива. Отсутствие объема, тени, направленного источника света. Разномасштабность, отражающая идею расширения пространства вглубь иконы. Разновременность – изображение отдельных стадий сюжета на одной плоскости как воплощение идеи вечности иконного времени.
В иконе нет источника освещения, так как божественный свет излучает сама икона.
Мозаики и фрески Софии Киевской – уникальные произведения 11 века. Это 260 квадратных метров мозаики и около 3000 квадратных метров фресок.
(около после 1405) -Византийский художник, прибывший в Новгород в 70 годы 14 века. -«Отменный живописец, расписал много церквей каменных, более сорока… Писал сам, без образцов..»
Феофан Грек создал школу иконописцев, среди которых были великий Андрей Рублев и Даниил Черный.
Великолепный колорит. Суровый аскетизм. Кроме основных цветов использовал сверху полутона. «Пробелы», «перистые» линии. Светотень, дающая объемность изображения. Понимание души человека.
Икона передает не реальные внешние черты изображенного святого, а как бы состояние его души после смерти. Смысл иконы и ее значение – таинственное присутствие того, кто изображен. Христианский храм принципиально отличается от античного своим предназначением. Античный храм мыслился как жилище Бога. Христианский храм – воплощение идеи неба на земле, Это дом для моления. Именно поэтому он поражал внутренним убранством, создавая иной по сравнению с действительностью, мир, который притягивал своей красотой и гармонией. Следовательно, особое догматическое значение приобретает икона. ЛИТЕРАТУРА: Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры. М.,2000 Шедевры русской живописи/ текст Гнедича П.П. М.: Белый город, 2006 История мировой культуры /Справочник школьника/Редактор В.Славкин, М.: Слово,1996 Данилова Мировая художественная культура «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007