Великий русский поэт А. С. Пушкин был выслан царской администрацией на три года из столицы России. 21 сентября 1820 он прибывает в Кишинэу и останавливается в доме генерала Инзова, в котором сегодня и находится музей " А. С. Пушкин ". Жизнь А. С. Пушкина в Молдавии является одной из замечательных страниц в биографии русского поэта и дает чрезвычайно много для понимания его творчества. Здесь, в Молдавии, Пушкин проявлял большую политическую активность, здесь зрел его могучий, самобытный гений. Это было время наиболее сильного влияния на Пушкина самых крайних декабристских революционно - освободительных идей, период политического возмужания великого русского поэта - гражданина. Это было время создания политически острых, социально - обличительных произведений, оказавших влияние на формирование мировоззрения передовых кругов русского общества.
Вся творческая деятельность Пушкина в этот период проходила под знаком прогрессивного романтизма. В кишиневский период поэт в своем творчестве стал переходить от романтизма к критическому реализму, ярче стала проявляться его самобытность, совершенствовалось художественное мастерство, словом, созревал творческий гений великого русского поэта. Этот период был для Пушкина действительно временем напряженных творческих исканий. Пушкин, оказывая влияние на молдавскую литературу, сам ощущал воздействие общественно - культурной жизни молдавского народа на свое творчество. Об этом свидетельствует, в частности, его стихотворение " Черная шаль ", написанное в первые недели пребывания его в Кишинев. Стремясь особо подчеркнуть зависимость этого стихотворения от молдавского фольклора, Пушкин всегда публиковал это стихотворение либо с заголовком, либо с подзаголовком " Молдавская песня ".
Выслав Пушкина на юг, царское правительство, само не подозревая этого, приблизило поэта к революционно настроенным кругам декабристского движения. Это обусловило повышение политической активности Пушкина, привело к усилению свободолюбивых идей в его творчестве. Тому подтверждение – стихотворения " Кинжал ", " В. Л. Давыдову ", " Чаадаеву ", " К Овидию ", " Наполеон ", " Послание цензору ", " Узник ", " Птичка ", " Кто, волны, вас остановил ", " Песнь о вещем Олеге ", поэмы " Кавказский пленник ", " Братья - разбойники ", а также одно из замечательных произведений русской публицистики XIX века – " Заметки по русской истории XVIII века ". Пушкин, как и декабристы, с большим сочувствием отнесся к греческому национально - освободительному движению, видя в нем часть общей борьбы с реакцией. Горячо симпатизируя греческим повстанцам, поэт даже хотел лично принять участие в военных действиях. Его отношение к греческому национально - освободительному движению отразилось в его творчестве. На эту тему им написаны в Кишиневе стихотворения " Война " и " Гречанка верная, не плачь...".
В начале августа 1823 года Пушкин уже навсегда покидает Молдавию. Но, вырвавшись из " проклятого " Кишинева, города чванных молдавских бояр, города " запачканных домов ", города, в котором не было ни библиотек, ни книжных лавок, ни театров " вертепа ", где поэт " скучал три года ", Пушкин с симпатией вспоминает о Кишиневе, городе южных декабристов, городе, который был опорным центром греческого национально - освободительного движения. Такое двойственное отношение у него было и к Петербургу. Впечатления о жизни, событиях и людях Молдавии, оставив глубокий и длительный след в памяти великого русского поэта, заставили его возвратиться к темам и образам, связанным с Молдавией, и отобразить это в своих художественных произведениях.
Молдавский народ свято чтит память о поэте - гражданине. О нем сложены рассказы и предания, передающиеся из уст в уста из поколения в поколение. Молдаване, жители Кишинева, с гордостью говорят : " Здесь, в Молдавии, здесь, в Кишиневе, жил Пушкин !".