Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования С.Б. Любина – ведущий консультант отдела мониторинга качества образования и аттестации обучающихся
Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от (с изм., внесенными Приказом Минобрнауки РФ от ) Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от (с изм., внесенными Приказом Минобрнауки РФ от )
Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации п Положения о государственной (итоговой) аттестации п Положения о государственной (итоговой) аттестации - 2 письменных экзамена (русский язык, математика) - 2 экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучавшихся в IX классе п.2.4. Положения о государственной (итоговой) аттестации п.2.4. Положения о государственной (итоговой) аттестации - Региональный экзамен по предмету «Татарский язык»
Правовые основы изучения русского и татарского языков Конституция Российской Федерации «Республики вправе устанавливать свои государственные языки…» (статья 68). Конституция Российской Федерации «Республики вправе устанавливать свои государственные языки…» (статья 68). Конституция Республики Татарстан «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» (статья 8). Конституция Республики Татарстан «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» (статья 8). Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 8 июля 1992г XII (статья 3). Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 8 июля 1992г XII (статья 3).
Закон Российской Федерации «Об образовании» Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 6. Язык (языки) обучения. Статья 6. Язык (языки) обучения. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик. Закон Республики Татарстан «Об образовании» Статья 6. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах Закон Республики Татарстан «Об образовании» Статья 6. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах
Формы проведения регионального экзамена по предмету «Татарский язык» с использованием механизмов независимой оценки знаний (по выбору выпускника) с использованием механизмов независимой оценки знаний (по выбору выпускника) традиционная: традиционная: ОУ с родным (нерусским) языком обучения – изложение с элементами сочинения; ОУ с русским языком обучения в татарских группах – диктант или изложение, в русскоязычных группах – в устной форме.
Апробация ГИА-9 в новой форме по татарскому языку Разработаны новые модели экзаменационных работ с использованием заданий стандартизированной формы (КИМ) Разработаны новые модели экзаменационных работ с использованием заданий стандартизированной формы (КИМ) 2 экспериментальные площадки (Арский и Верхнеуслонский муниципальные районы) 2 экспериментальные площадки (Арский и Верхнеуслонский муниципальные районы) Приняли участие в Республике Татарстан 2014 выпускников из 25 муниципальных районов (5,5%). Приняли участие в Республике Татарстан 2014 выпускников из 25 муниципальных районов (5,5%).
Участие в ГИА-9 по татарскому языку в новой форме
Приняли активное участие Не приняли участие Верхнеуслонский (100%)АзнакаевскийМензелинский Арский (77%)АксубаевскийМуслюмовский Лаишевский (17,7%)АлькеевскийНовошешминский Сабинский (16,9%)АльметьевскийНурлатский Рыбно-Слободский (14,5%)АпастовскийПестречинский Актанышский (12,1%)АтнинскийСабинский Советский, г.Казань (13,5%)БалтасинскийСармановский БуинскийСпасский ВысокогорскийТетюшский ДрожжановскийТукаевский ЕлабужскийТюлячинский МамадышскийЮтазинский Менделеевский Участие в ГИА-9 по татарскому языку муниципальных образований
Статистика по татарскому языку Категория выпускниковУспевае мость (%) Качест во (%) Сред ний балл (%) Сред няя оцен ка Сред ний % выпол нения Выпускники школ с родным (нерусским) языком обучения 10094,936,184,5186,15 Выпускники татарских групп школ с русским языком обучения 10088,3435,024,3383,38 Русскоязычные группы школ с русским языком обучения 93,0471,6827,894,0663,39
ГИА-9 в традиционной форме Выпускники классов компенсирующего обучения. Выпускники классов компенсирующего обучения. Выпускники, обучавшиеся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов. Выпускники, обучавшиеся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов. Выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, образовательных учреждений уголовно- исполнительной системы. Выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, образовательных учреждений уголовно- исполнительной системы. Выпускников, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, детей-инвалидов. Выпускников, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, детей-инвалидов.
ГИА-9 в традиционной форме досрочно Для выпускников, выезжающих на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды РФ на международные олимпиады школьников, на Российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, на постоянное место жительства за рубеж, а также для выпускников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, призванных в ряды Российской Армии (не ранее 20 апреля текущего года). Для выпускников, выезжающих на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды РФ на международные олимпиады школьников, на Российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, на постоянное место жительства за рубеж, а также для выпускников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, призванных в ряды Российской Армии (не ранее 20 апреля текущего года). Для выпускников с ограниченными возможностями здоровья (не ранее 1 мая текущего года). Для выпускников с ограниченными возможностями здоровья (не ранее 1 мая текущего года).
Пакет документов для организации ГИА-9 досрочно Заявление родителей об организации ГИА досрочно с указанием выбора предметов в традиционной форме. Заявление родителей об организации ГИА досрочно с указанием выбора предметов в традиционной форме. Заявление учащегося об организации ГИА досрочно с указанием выбора предметов в традиционной форме. Заявление учащегося об организации ГИА досрочно с указанием выбора предметов в традиционной форме. Ходатайство муниципального образования о проведении ГИА-9 досрочно. Ходатайство муниципального образования о проведении ГИА-9 досрочно. Документы, подтверждающие необходимость участия выпускников 9 классов в прохождении ГИА досрочно. Документы, подтверждающие необходимость участия выпускников 9 классов в прохождении ГИА досрочно. Выписка из решения педагогического совета об организации ГИА досрочно с указанием: Выписка из решения педагогического совета об организации ГИА досрочно с указанием: - полных данных об ученике (Ф.И.О., класс); - основания для организации ГИА досрочно; - выбора предметов.
Пакет документов для организации ГИА-9 в щадящем режиме Заявление родителей об организации ГИА в щадящем режиме с указанием количества и перечня выбранных предметов. Заявление родителей об организации ГИА в щадящем режиме с указанием количества и перечня выбранных предметов. Заявление учащегося об организации ГИА в щадящем режиме. Заявление учащегося об организации ГИА в щадящем режиме. Копия документа, подтверждающего статус лица с ограниченными возможностями здоровья: Копия документа, подтверждающего статус лица с ограниченными возможностями здоровья: - свидетельство об инвалидности; - приказ об организации надомного обучения; - выписка из истории болезни (эпикриз); - справки об отсутствии учащегося на занятиях по медицинским показаниям (120 дней и более). Выписка из решения педагогического совета об организации ГИА в щадящем режиме с указанием полных данных об ученике (Ф.И.О, класс), основания для организации щадящего режима, количества и выбора предметов. Выписка из решения педагогического совета об организации ГИА в щадящем режиме с указанием полных данных об ученике (Ф.И.О, класс), основания для организации щадящего режима, количества и выбора предметов. Ходатайство муниципального образования об организации ГИА в щадящем режиме. Ходатайство муниципального образования об организации ГИА в щадящем режиме.
Порядок выставления итоговых отметок выпускникам 9 классов П.3.5. Положения о государственной (итоговой) аттестации «В аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования». П.3.5. Положения о государственной (итоговой) аттестации «В аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования». Итоговая отметка определяется на основании годовой и экзаменационной отметки с учетом четвертных или полугодовых отметок, а также фактической подготовки выпускника. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть годэкзаменитог
Порядок выставления итоговых отметок выпускникам 9 классов п.3 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов «Аттестат об основном общем образовании с отличием выдается выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования» п.3 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов «Аттестат об основном общем образовании с отличием выдается выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования» п.4.4 Положения о государственной (итоговой) аттестации «Выпускникам IX класса, имеющим годовые, экзаменационные и итоговые отметки «5», выдается аттестат об основном общем образовании особого образца» п.4.4 Положения о государственной (итоговой) аттестации «Выпускникам IX класса, имеющим годовые, экзаменационные и итоговые отметки «5», выдается аттестат об основном общем образовании особого образца»
Особенности проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме М.Х. Салахова ведущий консультант отдела мониторинга качества образования и аттестации обучающихся МОиН РТ
118 В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от г в 2013 году апробация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний продолжается по 14 общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию, иностранному языку (английский, французский, немецкий, испанский), информатике и ИКТ, литературе. С 2014 года государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме проводится в штатном режиме. Особенности проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме
119 Правовые основы проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с использованием механизмов независимой оценки знаний На уровне региона (проекты): - распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан (январь 2013г.); -Порядок организации и проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан, утвержденный приказом Министерства образования и науки республики Татарстан (январь 2013г.); - Организационно-территориальная схема проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования с использованием независимых механизмов оценки знаний путем создания государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан в 2013 году, утвержденная приказом Министерства образования и науки республики Татарстан (февраль 2013г.).
120 Особенности проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме Выпускники IХ классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в учебном году в рамках государственной (итоговой) аттестации сдают следующие выпускные экзамены : обязательные экзамены по русскому языку и математике, два экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучавшихся в IХ классе, а также региональный экзамен по предмету «Татарский язык» для выпускников, изучавших татарский язык как родной или государственный. Экзамен по предмету «Татарский язык» проводится в новой и традиционной формах. Форма экзамена выбирается выпускником самостоятельно.
121 Особенности проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения. В соответствии с действующим законодательством профильные предметы для формирования профильных классов определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. Выпускники 9 классов, желающие продолжить обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования (если кроме обязательных предметов, не нужен какой либо другой предмет для поступления) имеют право в качестве двух предметов по выбору выбрать предметы «Физическая культура», «Искусство», «ОБЖ», «Родная (татарская, чувашская, марийская, удмуртская) литература», изучавшиеся в 9 классе.
122 Для участия в государственной (итоговой) аттестации в новой форме обучающиеся до 1 марта текущего года подают в образовательное учреждение, в котором они осваивали основные общеобразовательные программы основного общего образования, заявление с указанием перечня предметов.
123 Решение об участии в государственной (итоговой) аттестации обучающихся в новой форме выпускников IХ классов, получивших основное общее образование в вечерней форме, принимают муниципальные органы управления образованием.
124 Сроки проведения экзаменов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
125 Выпускники IX классов общеобразовательных учреждений, получившие на государственной (итоговой) аттестации в новой форме не более двух неудовлетворительных отметок, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам, которая проводится в новой форме в ОУ-ППЭ путем создания муниципальных экзаменационных комиссий.
126 Время проведения экзаменов, на которые отводилось 4 часа, в соответствии с требованиями СанПиН сокращено на 5 минут (с 240 до 235 минут). Обществознание, история, информатика и ИКТ, литература, иностранные языки, химия – изменений нет. Русский язык: изменено задание С2; исключено альтернативное задание (С2.2). Биология: в часть 2 (В) включено практико-ориентированное задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. Физика: добавлено задание 8 с выбором ответа – на тепловые явления, а также задание 23 с кратким ответом – на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы). Общее количество заданий увеличено до 27, максимальный первичный балл за работу вырос до 40. География: общее количество заданий сокращено с 31 до 30, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 33 до 32. Изменения в КИМ ГИА в 2013 г.
127 Нововведения в КИМ ГИА 2013г. Математика - возможность раздельного оценивания алгебраической и геометрической подготовки учащихся (выставление отметок по курсу алгебры и курсу геометрии), модульная структура - «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика» Новые ФГОС – предмет «Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика» - полноценная реализация требований ФГОС в части использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Учащимся разрешается использовать справочные материалы, выдаваемые вместе с вариантом. Разрешается использовать линейку. Калькуляторы на экзамене не используются.
128 Об освоении выпускником федерального компонента государственного образовательного стандарта в предметной области «Математика» свидетельствует преодоление им минимального порогового результата выполнения экзаменационной работы. Устанавливается следующий минимальный критерий: 8 баллов, набранные в сумме за выполнение всех трех модулей, из них – не менее 3-х баллов по модулю «Алгебра», 2-х баллов по модулю «Геометрия» и 2-х баллов по модулю «Реальная математика». Преодоление этого минимального результата дает выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой отметки по математике (на основе годовой и экзаменационных отметок по пятибалльной шкале) или по алгебре и геометрии (на основе годовых отметок, а также, в случае получения положительных оценок, экзаменационных отметок по пятибалльной шкале по соответствующим разделам). 4б + 1б + 3б = 8б Оценка «2» 2б + 3б + 3б = 8б Оценка «2» 5б + 2б + 1б = 8б Оценка «2»
129 В 2013 году апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме проводится на основании Закона РФ «Об образовании» от г (с изменениями и дополнениями от г.) и в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от , (в ред. приказов Министерства образования РФ от , от , от , от , от )
130 Спасибо за внимание