Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования Воронцов А.Б. День второй
Учебный план как механизм реализации ООП Новая модель примерного учебного плана (2 варианта) 1 вариант (7-9 класс) -фрагмент ОбластьПредметКол-во часов 1. Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) – 60% ФилологияРусский язык Литература Английский 516 Математика и информатика Алгебра Геометрия 413 Общественно- научные дисциплины История Обществознание География 231 Естественно- научные дисциплины Физика Биология География Химия 434 Итого по п.1:… 1995 ОбластьПредметКол-во часов 2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности, внеучебные виды деятельности) – 40 % Пятидневная учебная неделя Проектная и учебно- исследовательская деятельность 140 Социальная практика 105 Итого по п. 2.… Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Итого по п.3… 1050 ВСЕГО: 4375
Учебный план 2 вариант (7-9 класс) –фрагмент (шестидневная учебная неделя) ОбластьУчебные предметы Обязательная - 60% Вариативная – 40% Всего 1. Обязательная и вариативная часть учебной урочной и внеурочной деятельности ФилологияРусский язык, литература,английский Математика и информатикаАлгебра, геометрия Общественно-научные предметы История, обществознания Естественно - научные предметы Физика, химия, биология, география Итого по п Вариативная часть по выбору учащихся Элективные курсы, рефлексивные сессии Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Тренинги, лаборатории1050
Расписание занятий 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географииПогружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции
Требования к образовательному процессу
Часть 2 Структурные элементы системы оценки качества основного общего образования 6
Структурная схема системы оценки качества ООО Основные элементы системы: оценка индивидуальных учебных достижений (планируемых результатов) школьников; экспертная оценка содержания и реализации основной образовательной программы основного общего образования; оценка образовательной среды основной школы в образовательном учреждении 7
2.1. Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основной школы. 8
2.2. Экспертная оценка ООП ООО Самообследование и внешняя оценка (экспертиза) образовательных программ направлены на определение и оценку: достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли условия и процессы подготовки специалистов требованиям, установленных в Федеральных государственных образовательных стандартов, работодателей (для профессионального образования), родительской общественности Результаты общественно-профессиональной экспертизы должны стать основанием для принятия решения о дальнейшем развитии и совершенствовании образовательных программ. 9
2.3. Оценка (экспертиза) условий реализации ООП Условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения ООП; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; эффективного использования времени, отведенного на реализацию ООП; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективность самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. 10
Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ 1. На уровне образовательного учреждения 1.1.На ученическом уровне: На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; на выработку критериальной основы для оценки действий учащихся; на рефлексивный характер действий учащихся; на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя) Ключевой объект оценки - учебные и иные действия учащегося 11
1.2. На педагогическом уровне: Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты) 12
1.2. На педагогическом уровне: Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся должен отвечать следующим требованиям: направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания и должен служить средством сопровождения образовательного процесса (как в начальной, так и в основной школах), а не только средством подведения его итогов; акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия), которые должны быть переданы учителем ученику в ходе обучения; ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения в начальной и основной школе; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. Первый – это рост эффективности в решении задач достигнутого уровня, когда ученик остается на одном уровне. Второй – проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше. для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся (о приросте в мышлении и понимании при изучении предмета), необходимы данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам; позволяет в графической форме представлять прогресс учащихся (например, с помощью индивидуального профиля учащегося) 13
1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года. 14
1.3. На административном уровне: Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим. 15
1.4. На общественно-профессиональном уровне : Оценку качества деятельности педагогов на этом уровне могут осуществлять профессиональные ассоциации, союзы, объединения, в которые может входить педагог ОУ Оценку качества образования учащихся должно осуществлять прежде всего родительского сообщества ОУ 16
1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки рабочих учебных предметных программ должен отвечать следующим требованиям: выявляет деятельностный характер содержания учебной дисциплины; определяет возможности достижения запланированных образовательных результатов данной программой; устанавливает соотношение разных форм учебной деятельности в предмете; определяет возможности самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся в рамках данной программы Инструментарий для мониторинга информационно-образовательной среды основной школы Инструментарий для оценки деятельности педагогов при определении стимулирующей части оплаты труда 17
2. На муниципальном уровне: На муниципальном уровне проводится внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, которая опирается на данные региональной оценки (мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, а также данные муниципальной внешней оценки условий реализации ООП и муниципального задания 18
3. На региональном уровне: На региональном уровне внешняя оценка качества начального и основного общего образования проводится прежде всего с использованием следующих оценочных процедур : мониторинговых исследований в определенных ключевых точках общего образования (стартовая диагностика в 1-м и 5-м классе; промежуточная диагностика в 7-м классе); мониторинговых исследований по важным аспектам реализации ФГОС ОО; итоговой (государственной) аттестации в 9-м классе; государственно-общественная, общественно-профессиональная экспертиза в ходе аккредитации образовательного учреждения. 19