Разработана учителем истории, обществознания и права высшей категории Бережной Ольгой Николаевной. МОУ « Средняя общеобразовательная школа 135» Г. Омск.
1. Наука о происхождении человека : версии и гипотезы ; 2. Становление общества ; 3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции ; 4. Становление культуры. ( План урока размещен на интерактивной доске для мотивации учащихся ) Форма урока : урок – усвоение новых знаний Форма урока : урок – усвоение новых знаний с использованием интерактивной доски.
Формирование навыков работы с учебной литературой ; умения анализировать предложенные теории, делать выводы на основании имеющихся фактов и материала ; видеть особенности в каждом конкретном случае, а так же умения обобщать на основании имеющихся общих признаков. Формирование навыков работы с учебной литературой ; умения анализировать предложенные теории, делать выводы на основании имеющихся фактов и материала ; видеть особенности в каждом конкретном случае, а так же умения обобщать на основании имеющихся общих признаков.
На 1- м этапе урока рассматриваются проблемы, связанные с изучением происхождения человека : 1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека ; 2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день ; устанавливаются недостающие звенья ; 3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека ; 4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза. После обсуждения данных проблем После обсуждения данных проблем происходит работа с новой терминологией : происходит работа с новой терминологией : социогенез, антропогенез и антропосоциогенез. Термины помещены на отдельном слайде на интерактивной доске. Термины помещены на отдельном слайде на интерактивной доске.
Далее происходит работа по схемам современных теорий происхождения человека. Схемы так же размещены на слайдах на интерактивной доске. 3- й слайд 1- я версия : Рамапитек Австралопитек (14-20 млн. лет назад ) (5-8 млн. лет назад ) --- Homo habilis (2 млн. лет назад )
4- й слайд 2- я версия Homo erectus Homo sapiens (1-1,3 млн. лет назад ) ( тыс. лет назад )
5- й слайд В работе над этой схемой учащиеся вспоминают сведения из курса Всеобщей истории.ДРИОПИТЕК приматы ( в хор. усл - х ) люди ( в жест. усл - х ) неандертальцы австралопитеки (Homo habilis-150 тыс. ? лет назад ) кроманьонцы (Homo sapiens – тыс. лет назад )
После работы со схемами идет обсуждение : - Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях ? - Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека. Кто ее автор ? ( Учащиеся восстанавливают теорию Ч. Дарвина и сравнивают ее с современными версиями ) - Почему теория Ч. Дарвина в настоящее время так активно оспаривается ? - Какие выводы мы можем сделать из всего вышесказанного ? ( Дети делают вывод о том, что все, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов и теорий, т. к. создать целостную картину невозможно из - за крайней древности происходивших процессов.)
На этом этапе решается важнейший вопрос : что было раньше – человек или общество ? Путем фронтальной работы с классом идет работа со схемой, представленной на слайде доски, с опорой на уже имеющиеся знания.
Данный этап начинается с работы над понятием – « человечество ». Учащиеся находят его в учебнике и выписывают в тетрадь. Затем рассматриваются две теории : 1- я теория : Культура – это единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры. 2- я теория : Культура – это собирательное понятие, т. к. культур много.
После обсуждения этих теорий учащиеся обращаются к учебнику и находят понятие « Культура ». Оно зачитывается вслух и записывается в тетради. Затем детям предлагается сделать вывод : какая из предложенных теорий более правильная ? Далее учащимся объясняется, что вне культуры человечество не существует, и задается вопрос : - Почему ? - Что является одним из важнейших средств культуры ? ( Данные вопросы базируются на том, что курс обществознания изучается с 8- го класса и данный материал детям в общих чертах знаком.)