1 Новое в нормативно-правовой базе по аттестации педагогических кадров Республики Татарстан
2 Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Новые федеральные документы
Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
4 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г /46 « Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Новые федеральные документы
5 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» Новые федеральные документы
6 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Новые федеральные документы
7 Два вида аттестации для педагогов: 1 вид: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 2 вид: для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) Изменения в порядке аттестации
8 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по представлению работодателя один раз в 5 лет в отношении тех, у кого нет квалификационных категорий Процедура аттестации: квалификационные испытания в письменной форме.
9 Отказ работника от прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является нарушением трудовой дисциплины, влекущее за собой дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей со ст.192 ТК РФ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
10 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ за своевременное прохождение работником аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ; за выполнение рекомендаций аттестационной комиссии (отчет через год) -
11 Не подлежат аттестации работники: проработавшие в должности менее 2 лет: беременные женщины либо находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до 3-х лет. Их аттестация проводится через 2 года после выхода из отпуска - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
12 Перенос сроков аттестации в пределах 1 года : - по болезни ( больничный лист, справка), - молодым специалистам в первые 3 года работы - если срок категории истек во время отпуска до 1 г. или зарубежной командировки (стажировки ), -если работник перешел в год аттестации на новое место работы в связи с сокрашением, - если работник завершает обучение в ВУЗе, ССУЗе ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
13 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1 этап: Объявление приема заявок работодателей 2 этап: Подготовка работодателем представлений на аттестуемых педагогов -издание приказа в ОУ: -оформление представлений по итогам анализа уроков и результатов работы аттестуемого; -передача заявки и представлений в подкомиссию, затем - в аттестационную комиссию МО и Н РТ
1.Представление готовится ответственным представителем администрации учреждения на основе оценки профессиональных компетенций педагога по итогам посещения его уроков (учебных занятий), анализа профессиональных результатов аттестуемого работника, качества исполнения им должностных обязанностей, предусмотренных в квалификационной характеристике по должности согласно ЕКС. 2. Разъяснения по оценке профессиональных компетенций педагогов содержатся в сборнике «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, опубликованы на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (mon.tatar.ru) в разделе «Педагогическая аттестация»/Нормативные документы. 3. Если работник выполняет педагогическую работу в разных должностях и ни по одной из них не имеет квалификационных категорий, то представление может содержать мотивированную, всестороннюю, объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа.
15 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 3 этап: Издание приказа МО и Н РТ об аттестации 4 этап: Проведение квалификационных испытаний 5 этап: Издание приказа МО и Н РТ по итогам аттестации
16 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 6 этап: Оформление в подкомиссии аттестационных листов 7 этап: Выдача аттестационных листов и выписок из приказа МО и Н РТ работодателю (для хранения в личном деле работника) 8этап. Отчет работодателя о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии
17 Проводятся подкомиссиями аттестационной комиссии МО и Н РТ на базе ИМЦ по графику (с 14 по 16 марта 2011 года) Ведущая форма испытаний: составление конспекта урока (занятия) в присутствии комиссии Альтернативные формы: -решение педагогических ситуаций -письменное тестирование Квалификационные испытания в письменной форме в РТ
18 Методика оценки квалификации педагогических работников В.Д. Шадрикова Квалификация- совокупность 6 основных компетентностей Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач. Компетентность в мотивировании обучающихся. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.
19 Квалификационные испытания в письменной форме в РТ для учителей, преподавателей – по методике В.Д. Шадрикова для педагогов ДОУ, УДОД, учителей начальных классов (по выбору) - по методикам НГПИ для педагогов –психологов, методистов, преподавателей искусств, др. специальностей - альтернативные методики
20 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ -максимальное время для написания конспекта урока (занятия) - 3 часа; -педагог имеет при себе рабочую программу, гелевую ручку, 10 л. бумаги, учебник (хрестоматии, сборники задач); -педагогу предлагается инструкция (структура конспекта, критерии, требования)
21 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ информация о сроках и месте проведения испытаний сообщается работнику за месяц (до г.); работодатель издает приказ о направлении работника на испытания (за 10 дней до испытаний); работник информирует подкомиссию о форме испытания, предмете, классе, рабочей программе; в назначенный день работник составляет конспект урока (занятия) на бумагоносителе в присутствии экспертов –членов подкомиссии: тему урока предлагает эксперт из числа 10 тем по изучению нового материала, указанных в рабочей программе;
22 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ перед началом процедуры листы штампуются; по завершении испытаний конспекты передаются на проверку экспертам; по результатам проверки: - оформляется протокол ( в 2-х экз.); -выдаются справки (выписки из протокола) один экземпляр протокола передается в аттестационную комиссию Министерства
23 Аттестация для присвоения квалификационных категорий (первой или высшей) Проводится по заявлению педагогических работников до истечения срока имеющейся квалификационной категории Досрочная аттестация разрешается через 2 года после предыдущей аттестации Процедура аттестации: экспертная оценка.
24 Требования для присвоения первой категории: - Результаты усвоения программ воспитанниками и показатели их достижений выше средних в республике - Использование современных технологий Требования для присвоения высшей категории - наличие первой категории; - участие воспитанников во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -активное распространение инновационного опыта, по повышению качества обучения и воспитания Новое в требованиях при присвоении квалификационных категорий
25 Работник подает в комиссию лично: 1.Заявление по установленной форме 2.Справка о профессиональном тестировании (работник проходит заранее) 3. Справка о курсах в течение последних 5 лет 4. Копия аттестационного листа или другого документа по итогам предыдущей аттестации Готовят эксперты на аттестуемого работника: 1. Экспертное заключение 2. Приложение к заключению «Сведения о распространении опыта по повышению качества обучения и воспитания» 3. Вписывают в пункт 8 аттестационного листа результаты экспертизы Перечень документов при аттестации на категорию (первую или высшую)
26 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Предварительный этап: - прохождение работником профессионального тестирования (компьютерного или в формате ЕГЭ) - подача заявления на аттестацию ( за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся категории); - подготовка для экспертов листа самооценки 2. Издание приказа МО и Н РТ о проведении аттестации 3. Проведение экспертизы по месту работы аттестуемого педагога 4. Заслушивание выводов экспертов на заседании подкомиссии, подготовка предложений для МО и Н РТ 5. Издание приказа МОиН РТ об итогах аттестации дооформление и выдача аттестационных листов
27 Несоответствие образовательного ценза требованиям квалификационной характеристики по должности педагогического работника. Несоответствие профессиональных результатов, указанных педагогическим работником в заявлении в качестве оснований для аттестации, требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории. Подача заявления на аттестацию для установления соответствия уровня квалификации требованиям ВКК ранее, чем через два года после предыдущей аттестации на первую квалификационную категорию или после окончания срока действия первой КК, присвоенной педагогическому работнику по итогам предыдущей аттестации. Основания для отказа в аттестации работника для установления соответствия требованиям квалификационной категории
28 Тестирование в формате ЕГЭ проходят учителя и преподаватели: русского языка и литературы; Математики; Физики; Химии; Биологии; Географии; истории и обществознания; информатики и ИКТ; английского, французского, немецкого языка.
Зачетный минимум На первую категорию – 75 баллов На высшую категорию – 85 баллов При нехватке 2 балла добавляются автоматически 29
Тестирование проводится: в формате ЕГЭ, ЕРЭ - в РЦМКО Компьютерное тестирование: -В НГПИ (четверг) 30
31 Внимание! Если тестирование не пройдено заранее, заявление на аттестацию не принимается без справки об итогах тестирования.
32 Алгоритм проведения экспертизы 1.Подкомиссии подают в МО и Н РТ предложения по составу независимых экспертных групп для утверждения приказом МО и Н РТ 2. Независимые эксперты проводят экспертизу профессиональных результатов, анализируют уроки (по методике В.Д. Шадрикова), сопоставляют свои выводы с листом самооценки аттестуемого педагога, готовят экспертное заключение и приложение к нему для заслушивания на подкомиссии 3. Подкомиссии передают экспертные заключения в МО и Н РТ в составе других аттестационных документов по утвержденному перечню.
33 Независимые эксперты не направляются к педагогическим работникам, подтверждающим категории при наличии у них: -достижений на профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах и др. -Государственных ( на высшую категорию), отраслевых (на первую категорию) наград. К руководящим работникам, аттестуемым по педагогическим должностям, независимые эксперты направляются обязательно.
34 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Отраслевое Соглашение между Министерством образования и науки Республики Татарстан и Татарским рескомом профсоюза работников народного образования и науки на гг. Приложение 2 « Права и льготы работников образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации»
Отраслевое соглашение с профсоюзом работников образования - права работника согласно Порядку аттестации и Трудовому кодексу РФ; - основания для переноса сроков аттестации на подтверждение СЗД; -применение упрощенных форм экспертизы для подтверждающих категории (при наличии заслуг, отраслевых и государственных наград); - сохранение квалификационных категорий на разных должностях (учебных предметах ) 35
36 Административный Регламент предоставления государственной услуги по аттестации педагогических работников РТ Утвержден приказом МО и Н РТ от 29 декабря 2010 г. 5015/10 Региональные нормативные документы
37 Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 19 января 2011 г. 46/11 «О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2011 г.» Региональные нормативные документы
38 Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 20 января 2011 г. 63/11 «Об утверждении Примерного положения об аттестации руководителей (директоров, заведующих, начальников) образовательных учреждений
39 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Приказы Министерства образования и науки Республики Татарстан: -от 19 января 2011 г. 47/11 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии МО и Н РТ» -от 19 января 2011 г. 48/11 «Об аттестационной комиссии МО и Н РТ» -от 26 января 2011 г. 111/11 « О подкомиссиях аттестационной комиссии МО и Н РТ по муниципальным образованиям» -от 31 января 2011 г. 217/11 «О подкомиссии при аттестационной комиссии МО и Н РТ по аттестации педагогических работников УНПО,УСПО
Предложения: - МБУ «ИМЦ»: 1. Определить и сообщить в МО и Н РТ, руководителям ОУ данные о дате и месте проведения испытаний Срок -до г. 2. Организовать обучение членов подкомиссий-экспертов по проведению экспертизы аттестуемых педагогов. Срок- до г. 3. На должном организационном уровне провести квалификационные испытания 4. Организовать профессиональное тестирование педагогов, у которых срок действия категорий заканчивается в первом квартале 2012 г., с приглашением специалистов РЦМКО. Срок- апрель 2011 г.
- руководителям ОУ: 1. ознакомить всех педагогических работников ОУ под роспись с изменениями в проведении аттестации, с видами аттестации, графиком, порядком проведения и содержанием аттестационных мероприятий. Срок -до г 2. представить в подкомиссию (каб.432 МБУ «ИМЦ») пакет аттестационных документов по аттестации педагогов с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Срок –до г. 2. неукоснительно выполнять нормативные требования в части обязанностей работодателей при организации и проведении аттестации педагогов на подтверждение соответствия занимаемой должности и соответствия уровня квалификации требованиям заявленной первой и высшей КК. Срок – постоянно.
42 mon.tatar.ru Раздел «Педагогическая аттестация» Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан
43 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!