«Организация предпрофильной и профильной подготовки в школе» Выполнила: Лёвина Светлана Олеговна, заместитель директора по УМР Муниципального общеобразовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Организация предпрофильной и профильной подготовки в школе»
Advertisements

Педагогический совет г. ИТОГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ предпрофильной подготовки в 7-9 классах в школе, в рамках работы экспериментальной площадки.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
ЭЛЕКТИВНЫЕ ОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Составитель : Александрова А. Г.
«Элективный» (Еlectus- латинский)- избранный, отобранный.
Как составить элективный курс Методические рекомендации.
Организация предпрофильной подготовки в процессе модернизации школьного образования.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Ресурсное обеспечение образовательной среды профильного обучения Давыдов О.М., директор МОУ СОШ 41 г.о.Тольятти Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Элективные курсы: алгоритм создания Подготовила: Юдина С. М., учитель русского языка МОУ «Лицей 3» Норильск 2008.
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
Модель проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова» Ивнянского района Белгородской области.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Разработка программы элективного курса Методические рекомендации Муниципальное общеобразовательное учреждение ОСОШ 2 Зам. Директора по НМР Полетаева Е.А.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
Предпрофильная подготовка девятиклассников в МОУ СОШ 1.
Модель сетевой организации профильного обучения в старшей школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 95 Г. Краснодар.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов год.
Транксрипт:

«Организация предпрофильной и профильной подготовки в школе» Выполнила: Лёвина Светлана Олеговна, заместитель директора по УМР Муниципального общеобразовательного учреждения средней учреждения средней общеобразовательной школы 5 общеобразовательной школы 5 с. Едрово Валдайского района с. Едрово Валдайского района 2007 год

Значение элективных курсов в предпрофильной подготовке Актуализация потребности учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов Актуализация потребности учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов Приобретение опыта осуществления ответственного выбора Приобретение опыта осуществления ответственного выбора Определение профилирующего направления собственной деятельности Определение профилирующего направления собственной деятельности Понятие «элективный» ( от лат. electus избранный) – избирательный Понятие «элективный» ( от лат. electus избранный) – избирательный

ОБУЧАЮЩИЙСЯ Место элективных курсов в предпрофильной подготовке Информационная работа, профориентация, 30 час. Психолого- педагогическое сопровождение- связующее звено Курсы по выбору, 70 час.

Основные виды курсов Предметно ориентированные Предметно ориентированные Задачи: Задачи: дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; уточнить готовность и способность ученика осваивать предмет на повышенном уровне ; уточнить готовность и способность ученика осваивать предмет на повышенном уровне ; создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования Межпредметные (ориентационные) Межпредметные (ориентационные) Задачи: Задачи: Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий; Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий; Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; Поддерживать мотивацию ученика Поддерживать мотивацию ученика

Содержание предметно ориентированных курсов включает Углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ Углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ Расширение программ, т.е. изучение некоторых тем за рамками программ Расширение программ, т.е. изучение некоторых тем за рамками программ Элементы подготовки к экзаменам по выбору Элементы подготовки к экзаменам по выбору Аналоги курсов – программы факультативов Аналоги курсов – программы факультативов Продолжительность – четверть или полугодие Продолжительность – четверть или полугодие Перечень определяется набором предметов в будущих профилях обучения Перечень определяется набором предметов в будущих профилях обучения

Содержание межпредметных (ориентационных) курсов Знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах: Знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах: «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и др. «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и др.

Условия выбора курсов по выбору (9 класс): Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного – это не выбор). Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного – это не выбор). Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»). Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»). Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».

Элективные курсы в составе профиля обучения Элективные курсы в составе профиля обучения выполняют три основных функции: 1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; 1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; 2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. 3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Элективные курсы в составе профиля обучения Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (max - 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max - 35 часов). Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (max - 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max - 35 часов). В классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. В классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов (10-11 класс): подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира. интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Примеры целей курсов по выбору: – развитие любознательности как основы познавательной активности; – развитие любознательности как основы познавательной активности; – развитие способностей, склонностей, интересов ребенка; – развитие способностей, склонностей, интересов ребенка; – формирование творческого воображения; – формирование творческого воображения; – развитие ключевых компетенций – развитие ключевых компетенций

Внимание! Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил практику лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу профильного обучения (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и пр.) Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил практику лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу профильного обучения (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и пр.)

Обучение рекомендуется строить в современных технологиях обучения следующим образом: проблема задачи для решения отбор информации и методов выбор действий обмен опытом деятельности презентация продуктов и решений оценка проблема задачи для решения отбор информации и методов выбор действий обмен опытом деятельности презентация продуктов и решений оценка экспертиза решений анализ экспертиза решений анализ рефлексия опыта деятельности рефлексия опыта деятельности оценка развития компетентностей самооценка роста достижений оценка развития компетентностей самооценка роста достижений планирование обучения. планирование обучения.

Система оценивания курсов по выбору: По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой аттестации. По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой аттестации. Содержание и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Содержание и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Возможные варианты отметок: Возможные варианты отметок: прослушан курс защищен реферат разработан проект выполнены творческие задания Если строить элективный курс, исходя из интересов ученика, а не с позиции «учащиеся должны усвоить», то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися Если строить элективный курс, исходя из интересов ученика, а не с позиции «учащиеся должны усвоить», то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися

Задачи заместителя директора школы, организующего предпрофильную подготовку В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит: В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит: 1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе: 1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе: анализа педагогического потенциала школы – её кадровых, методических и материально-технических ресурсов; анализа педагогического потенциала школы – её кадровых, методических и материально-технических ресурсов; изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований; изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований; взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе. взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе. 2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.). 2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.).

3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой: 3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой: мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору; мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору; анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. 4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников. 4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников. 5. Организация работы по комплектованию 10-х классов (для школ, имеющих старшую ступень). 5. Организация работы по комплектованию 10-х классов (для школ, имеющих старшую ступень). 6. Составление отчётов по экспериментальной работе (по предпрофильной подготовке учеников школы). 6. Составление отчётов по экспериментальной работе (по предпрофильной подготовке учеников школы).

Дополнительные рекомендации заместителю директора: Создать в школе комиссию по предпрофильной подготовке (профильному обучению), с включением в ее состав классных руководителей 8-х и 9х классов, преподавателей курсов по выбору, школьного психолога. Создать в школе комиссию по предпрофильной подготовке (профильному обучению), с включением в ее состав классных руководителей 8-х и 9х классов, преподавателей курсов по выбору, школьного психолога. Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачётный документ, фиксирующий перечень курсов по выбору (как внутришкольных, так и сетевых), освоенных учащимися, результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Эта информация будет учитываться при составлении личного «портфолио» ученика. Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачётный документ, фиксирующий перечень курсов по выбору (как внутришкольных, так и сетевых), освоенных учащимися, результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Эта информация будет учитываться при составлении личного «портфолио» ученика. Фиксировать в школьном расписании день (желательно - общий для всех школ, входящих в муниципальную образовательную сеть), для посещения сетевых курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки. Фиксировать в школьном расписании день (желательно - общий для всех школ, входящих в муниципальную образовательную сеть), для посещения сетевых курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки.

Зачетная книжка ____________________________________________ (фамилия, имя, отчество) МОУ СОШ 5 с. Едрово класс 9 Курсы по выбору Название курса Место и время прохождения Вид программы (межпредметная, предметная, ориентировочная) Кол-во часов Отметка (балл, зачет, реферат и т. д.) Подпись преподавателя ПланФакт Итого: (общее кол-во часов) Дата __________________________ Подпись директора Печать

План работы по предпрофильной подготовке учащихся МОУСОШ 5 с. Едрово на учебный год. Мероприятия СрокОтветственный 1. Заключение договоров о сотрудничестве по профориентации с профес-сиональными учреждениями. 2. Сдача планирования «Твои дороги выпускник». 3. Выбор элективных курсов учащимися 9 класса. 4. Утверждение программ элективных курсов для учащихся 9 классов. 5. Проведение классных часов и родительских собраний по профориента- ции. 6. Анкетирование учащихся 9 классов «Предварительное распределение учащихся, выбор экзаменов». 7. Проведение экзамена в новой форме по русскому языку и математике. 8. Посещение занятий элективных курсов администрацией. 9. Проведение экскурсий на предприятия села, города. 10. Проведение родитель -ского собрания на тему «Профориентация. Знакомство с нормативными документами по государственной (итоговой) аттестации». 11. Анкетирование родителей выпускников 9класса. 12. Оформление стенда «Выбираем профессию». 13. Посещение учебных заведений в День открытых дверей. 14. Проведение диагностики (анкетирования) по изучению готовности учащихся 9 класса к профопределению. 15. Проведение исследования «Определение результативности профориентационной работы в 9 классе». 16. Выбор учащимися экзаменов и профиля обучения в 10 классе. 17. Заполнение «портфолио» учащихся. 18. Заключение контрактов для поступления по целевым направлениям. 19. Выбор профиля обучения и элективных курсов на 10 класс. 20. Оформление сводной ведомости. Сентябрь в течение года Октябрь, ноябрь, февраль. Октябрь, декабрь, март. Декабрь В течении года Март Ноябрь, февраль. Февраль Март Февраль 2 четверть Март Апрель Май Июнь Матвеева А.М. Николаева Н. В. Лёвина С.О. Матвеева А.М. Лёвина С.О. Николаева Н. В. Лёвина С.О. Марухнич В. У. Глухих Л.И. Лёвина С.О. Матвеева А.М. Николаева Н. В. Лёвина С.О. Матвеева А. М. Николаева Н. В. Лёвина С.О. Николаева Н. В. Павлова И.В. педагог-психолог Лёвина С.О. Николаева Н. В. Матвеева А.М. Лёвина С.О. Николаева Н. В.

План работы по профильной подготовке учащихся 10, 11 классов МОУСОШ 5 с. Едрово на учебный год МероприятияСрокОтветственный 1. Заключение договоров о сотрудничестве по профориентации с профессиональными учреждениями. 2. Планирование работы с классным руководителем по профориентации. 3. Разработка классных часов по профориентации. 4. Утверждение программ элективных курсов для учащихся 10, 11 классов на педсовете. 5. Проведение классных часов по профориентации. 6. Диагностика по выбору профессии (проф. диагностика). 7. Анкетирование учащихся классов (поступление, выбор экзаменов). 8. Посещение занятий элективных курсов администрацией. 9. Тематический педсовет «Удовлетворенность учителей, школьников и родителей образовательным процессом». 10. Проведение классного родительского собрания в 11-м классе на тему: «Профориентация. Знакомство с нормативными документами». 11. Срезы знаний по профильным предметам (физика, обществознание, математика, русский язык). 12. Посещение учебных заведений в дни открытых дверей. 13. Классное родительское собрание в 11-м классе «Итоговая аттестация учащихся». 14. Заключение контрактов для поступления по целевым направлениям. 15. Оформление «портфолио» учащихся 10, 11 классов. Сентябрь В течении года Ноябрь Октябрь, ноябрь, январь Декабрь Февраль Каждую четверть В течении года Март Май В течении года Матвеева А. М. Лёвина С. О. Фурс Е. Г. Марухнич В. У. Матвеева А. М. Классные руководители Лёвина С. О. Кл. руководители. Лёвина С. О. Матвеева А. М. Лёвина С. О. Матвеева А. М., Лёвина С. О., Складчикова С. И. Лёвина С. О. Фурс Е. Г. Бричевская Г. В. Глухих Г. Г. Глухих Л. И. Бондарь Т. А. Фурс Е. Г. Марухнич В. У. Лёвина С. О. Фурс Е. Г. Матвеева А. М. Классные руководители

Счастливого плавания на волнах предпрофильной подготовки! Профильная школа Профильная школа