«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т.Карлейль
Долг это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.
Долг и совесть личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально- психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности. Долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Долг это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.
Осознание необходимости Заинтересованность в исполнении Добровольность принятия Добровольность Активная гражданская позиция Множественность долгов
Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять(или, как говорят учёные, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Моральный долг – это когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе, действует по внутреннему побуждению, мужеству, смело, стойко.
Совесть это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора. Так же это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Совесть помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.
как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; как корректирующий фактор во время действия; как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков
«Муки совести» - это то, что заставляет нас мучится если мы сделали что - то плохое, что приводит нас в смятение, в случае если мы чувствуем себя виноватыми в чем – то. «Угрызения совести» - это моральный дискомфорт, испытываемый после совершения какого-либо неблаговидного поступка. Причем дискомфорт происходит потому, что ты сам понимаешь, что поступил неблаговидно. Чаще всего проходит, как только тебя начинают за совершенное воспитывать. Например: Весь день мучился угрызениями совести из-за того, что разбил любимую бабушкину чашку.
«Больная совесть» -о чувстве личной, гражданской ответственности у кого-либо, перед близкими, обществом. «Больная совесть несчастье и достоинство русского интеллигента.» (Тендряков.) «Нечистая совесть» –о том, кто виноват и знает о своей вине, проступке. «Жалок тот, в ком совесть нечиста» (афоризм). «Спокойная совесть» – Фразеологизм «со спокойной совестью»- совершенно спокойно, с полной уверенностью в своей правоте, в правильности своих поступков(делать что- либо).
Обществознание 8-9 класс, Л.Н.Боголюбов Фразеологический словарь русского языка
Выполнил: ученица 9 класса «б» МОУ СОШ 10 Купцова Виктория Преподаватель: Милованова Т.П. г. Новоалтайск,2011 год